Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения через представление личного опыта"
Новикова Валерия Вячеславовна
Мотивация на обучение является ключевым аспектом образовательного процесса, влияющим на успех учащихся. Существует несколько видов мотивации, включая внутреннюю и внешнюю, а также различные способы её формирования, такие как использование интерактивных методов, создание положительной учебной среды и внедрение моделей, способствующих активному участию студентов.
Виды мотивации
Внутренняя мотивация: | Внешняя мотивация: |
Происходит из интереса к предмету и желанию учиться. Студенты стремятся к самосовершенствованию и получению новых знаний. | Обусловлена внешними факторами, такими как оценки, награды или одобрение со стороны преподавателей и родителей. Может быть эффективной, но не всегда приводит к глубокому пониманию материала. |
Способы формирования мотивации
Интерактивные методы обучения:
Использование групповых проектов, дискуссий и ролевых игр. (Стимулирует активное участие и сотрудничество между студентами)
Создание положительной учебной среды:
Поддержка и поощрение со стороны преподавателей.
Уважение к мнению студентов и их индивидуальности.
Постановка достижимых целей:
Четкое определение целей обучения и этапов их достижения.
Помогает студентам видеть прогресс и сохранять интерес к учебе.
Личный опыт
Я, Новикова Валерия Вячеславовна, работаю в Нижегородском Техникуме Городского Хозяйства и Предпринемательства (НТГХиП) и на протяжении своей педагогической практики активно применяю различные методы мотивации. В своей работе я акцентирую внимание на создании доверительной атмосферы в классе, что способствует развитию внутренней мотивации у студентов. Я стараюсь учитывать индивидуальные интересы и потребности каждого учащегося, что позволяет им чувствовать себя значимыми и вовлеченными в процесс обучения.
Одним из эффективных методов, который я использую, является внедрение интерактивных форм обучения, таких как групповые проекты и ролевые игры. Это не только делает занятия более интересными, но и способствует развитию командного духа и взаимопомощи среди студентов. Я также регулярно провожу обсуждения, на которых студенты могут делиться своими мыслями и идеями, что помогает им осознать ценность своего мнения и повышает их мотивацию к обучению.
Модели внедрения мотивации
Модель самоопределения: | Модель конструктивистского обучения: | Модель кооперативного обучения: |
Студенты получают возможность выбирать темы и методы обучения, что повышает их вовлеченность. Учитывает индивидуальные интересы и потребности учащихся. | Студенты активно участвуют в процессе обучения, строя свои знания на основе личного опыта. Поддерживает критическое мышление и самостоятельность. | Студенты работают в группах, что способствует развитию социальных навыков и взаимопомощи. Укрепляет чувство общности и ответственности за общий результат. |
Заключение
Мотивация на обучение играет важную роль в образовательном процессе. Понимание различных видов мотивации и способов её формирования, а также внедрение эффективных моделей обучения могут значительно повысить интерес студентов к учебе и их успехи. Важно, чтобы образовательные учреждения активно работали над созданием условий, способствующих развитию внутренней мотивации, что в конечном итоге приведет к более глубокому и осознанному обучению. Мой личный опыт подтверждает, что создание поддерживающей и вовлекающей учебной среды является залогом успешного обучения и развития студентов. Разработанный мною урок с акцентированием на мотивацию представлен в приложении 1.
Класс: 1 курс СПО
Продолжительность: 2 учебных часа
Тема: Законы Ньютона
Цели урока:
Ознакомить вас с тремя законами Ньютона.
Развить ваши навыки применения законов в практических задачах.
Способствовать вашему интересу к физике через игровые методы.
1. Организационный момент (5 минут)Приветствие студентов.
Проверка присутствия.
Объяснение целей урока.
Мотивация (вводная):
Начните с вопроса: "Кто из вас когда-либо задумывался, почему мяч катится по земле или почему мы падаем, если не держимся за что-то?" Напомните, что сегодня вы узнаете, как законы Ньютона объясняют эти явления. Это поможет вам увидеть практическое применение физики в повседневной жизни.
Краткое объяснение трех законов Ньютона:
Первый закон (закон инерции).
Второй закон (закон силы).
Третий закон (закон действия и противодействия).
Мотивация (информационная):
Покажите видео или анимацию, где иллюстрируются законы Ньютона в действии (например, падение яблока, движение автомобиля). Объясните, что эти законы применимы в повседневной жизни и в различных профессиях, и что понимание этих законов поможет вам в будущем.
Разделите вас на группы по 3-4 человека.
Каждой группе дайте карточки с различными ситуациями (например, "мяч катится по наклонной поверхности", "автомобиль тормозит", "прыжок с парашютом").
Задача групп: определить, какой закон Ньютона применим к каждой ситуации и объяснить, почему.
Мотивация (игровая):
Объясните, что вы становитесь "физическими детективами", которые должны разгадать загадки природы. Это создаст дух соревнования и вовлечет вас в процесс, делая обучение более увлекательным.
Каждая группа представляет свои выводы и объясняет, какой закон Ньютона они применили и почему.
Обсуждение результатов и возможных ошибок.
Мотивация (социальная):
Подчеркните, что каждый из вас внес вклад в общее дело, и что работа в команде помогает лучше понять материал. Похвалите активных участников и предложите небольшие призы (например, наклейки или сертификаты) для групп, которые лучше всего справились с заданием. Это создаст атмосферу поддержки и сотрудничества.
Подведение итогов урока.
Объяснение, что будет изучаться на следующем уроке (например, применение законов Ньютона в механике).
Мотивация (перспективная):
Напомните, что понимание законов Ньютона — это основа для изучения более сложных тем в физике. Попросите вас подумать о том, как вы можете применять эти законы в своей будущей профессии и в повседневной жизни. Это поможет вам увидеть значимость изучаемого материала.
Урок по физике, посвященный законам Ньютона, не только обучает вас основам механики, но и вовлекает в процесс обучения через игровые методы. Создание положительной и активной атмосферы в классе способствует развитию интереса к физике и формированию уверенности в ваших знаниях.
Оценивание:
Оценивание на уроке будет проводиться по нескольким критериям, чтобы учесть как индивидуальные, так и командные достижения студентов.
Участие в обсуждении (20 баллов):
Активность в обсуждении законов Ньютона.
Умение задавать вопросы и высказывать свои мысли.
Работа в группе (20 баллов):
Эффективность взаимодействия в группе.
Способность делиться мнениями и слушать других.
Презентация результатов (30 баллов):
Четкость и логичность представления выводов.
Умение обосновать выбор закона Ньютона для каждой ситуации.
Креативность в решении задач (30 баллов):
Оригинальность подхода к анализу ситуаций.
Способность предложить дополнительные примеры или улучшения.
Итоговая оценка:
Максимальное количество баллов — 100. Оценка будет выставлена на основе общего количества набранных баллов, что позволит вам увидеть, в каких аспектах вы преуспели, а над чем стоит поработать.
Мотивация (оценочная):
В конце урока напомните студентам, что оценка — это не только цифра, но и возможность понять, как они могут развиваться дальше. Объясните, что каждый из них имеет уникальные сильные стороны, и важно не только получать высокие баллы, но и учиться на своих ошибках.
Подчеркните, что физика — это не просто предмет, а ключ к пониманию окружающего мира. Попросите студентов подумать о том, как они могут применять законы Ньютона в своей жизни и будущей профессии. Это поможет им увидеть практическое применение изучаемого материала и повысит их интерес к предмету.
Дополнительная мотивация:
Предложите студентам возможность дополнительного задания или проекта, связанного с законами Ньютона, которое они могут выполнить для повышения своей оценки. Это даст им шанс углубить свои знания и проявить креативность, а также покажет, что вы цените их усилия и стремление к обучению.