Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения через представление личного опыта"

0
0
Материал опубликован Вчера в 17:39 в группе

Новикова Валерия Вячеславовна



Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения через представление личного опыта

Мотивация на обучение является ключевым аспектом образовательного процесса, влияющим на успех учащихся. Существует несколько видов мотивации, включая внутреннюю и внешнюю, а также различные способы её формирования, такие как использование интерактивных методов, создание положительной учебной среды и внедрение моделей, способствующих активному участию студентов.

Виды мотивации

Внутренняя мотивация:

Внешняя мотивация:



Происходит из интереса к предмету и желанию учиться.

Студенты стремятся к самосовершенствованию и получению новых знаний.



Обусловлена внешними факторами, такими как оценки, награды или одобрение со стороны преподавателей и родителей.

Может быть эффективной, но не всегда приводит к глубокому пониманию материала.




Способы формирования мотивации

Интерактивные методы обучения:

Использование групповых проектов, дискуссий и ролевых игр. (Стимулирует активное участие и сотрудничество между студентами)

Создание положительной учебной среды:

Поддержка и поощрение со стороны преподавателей.

Уважение к мнению студентов и их индивидуальности.

Постановка достижимых целей:

Четкое определение целей обучения и этапов их достижения.

Помогает студентам видеть прогресс и сохранять интерес к учебе.

Личный опыт

Я, Новикова Валерия Вячеславовна, работаю в Нижегородском Техникуме Городского Хозяйства и Предпринемательства (НТГХиП) и на протяжении своей педагогической практики активно применяю различные методы мотивации. В своей работе я акцентирую внимание на создании доверительной атмосферы в классе, что способствует развитию внутренней мотивации у студентов. Я стараюсь учитывать индивидуальные интересы и потребности каждого учащегося, что позволяет им чувствовать себя значимыми и вовлеченными в процесс обучения.



Одним из эффективных методов, который я использую, является внедрение интерактивных форм обучения, таких как групповые проекты и ролевые игры. Это не только делает занятия более интересными, но и способствует развитию командного духа и взаимопомощи среди студентов. Я также регулярно провожу обсуждения, на которых студенты могут делиться своими мыслями и идеями, что помогает им осознать ценность своего мнения и повышает их мотивацию к обучению.

Модели внедрения мотивации


Модель самоопределения:


Модель конструктивистского обучения:

Модель кооперативного обучения:


Студенты получают возможность выбирать темы и методы обучения, что повышает их вовлеченность.

Учитывает индивидуальные интересы и потребности учащихся.


Студенты активно участвуют в процессе обучения, строя свои знания на основе личного опыта.

Поддерживает критическое мышление и самостоятельность.


Студенты работают в группах, что способствует развитию социальных навыков и взаимопомощи.

Укрепляет чувство общности и ответственности за общий результат.




Заключение

Мотивация на обучение играет важную роль в образовательном процессе. Понимание различных видов мотивации и способов её формирования, а также внедрение эффективных моделей обучения могут значительно повысить интерес студентов к учебе и их успехи. Важно, чтобы образовательные учреждения активно работали над созданием условий, способствующих развитию внутренней мотивации, что в конечном итоге приведет к более глубокому и осознанному обучению. Мой личный опыт подтверждает, что создание поддерживающей и вовлекающей учебной среды является залогом успешного обучения и развития студентов. Разработанный мною урок с акцентированием на мотивацию представлен в приложении 1.





























Приложение 1 . Урок по физике: Законы Ньютона

Класс: 1 курс СПО
Продолжительность: 2 учебных часа
Тема: Законы Ньютона

Цели урока:

Ознакомить вас с тремя законами Ньютона.

Развить ваши навыки применения законов в практических задачах.

Способствовать вашему интересу к физике через игровые методы.

1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие студентов.

Проверка присутствия.

Объяснение целей урока.

Мотивация (вводная):
Начните с вопроса: "Кто из вас когда-либо задумывался, почему мяч катится по земле или почему мы падаем, если не держимся за что-то?" Напомните, что сегодня вы узнаете, как законы Ньютона объясняют эти явления. Это поможет вам увидеть практическое применение физики в повседневной жизни.

2. Введение в тему (15 минут)

Краткое объяснение трех законов Ньютона:

Первый закон (закон инерции).

Второй закон (закон силы).

Третий закон (закон действия и противодействия).

Мотивация (информационная):
Покажите видео или анимацию, где иллюстрируются законы Ньютона в действии (например, падение яблока, движение автомобиля). Объясните, что эти законы применимы в повседневной жизни и в различных профессиях, и что понимание этих законов поможет вам в будущем.

3. Игровое задание "Физические детективы" (30 минут)

Разделите вас на группы по 3-4 человека.

Каждой группе дайте карточки с различными ситуациями (например, "мяч катится по наклонной поверхности", "автомобиль тормозит", "прыжок с парашютом").

Задача групп: определить, какой закон Ньютона применим к каждой ситуации и объяснить, почему.

Мотивация (игровая):
Объясните, что вы становитесь "физическими детективами", которые должны разгадать загадки природы. Это создаст дух соревнования и вовлечет вас в процесс, делая обучение более увлекательным.

4. Презентация результатов (20 минут)

Каждая группа представляет свои выводы и объясняет, какой закон Ньютона они применили и почему.

Обсуждение результатов и возможных ошибок.

Мотивация (социальная):
Подчеркните, что каждый из вас внес вклад в общее дело, и что работа в команде помогает лучше понять материал. Похвалите активных участников и предложите небольшие призы (например, наклейки или сертификаты) для групп, которые лучше всего справились с заданием. Это создаст атмосферу поддержки и сотрудничества.

5. Заключение (10 минут)

Подведение итогов урока.

Объяснение, что будет изучаться на следующем уроке (например, применение законов Ньютона в механике).

Мотивация (перспективная):
Напомните, что понимание законов Ньютона — это основа для изучения более сложных тем в физике. Попросите вас подумать о том, как вы можете применять эти законы в своей будущей профессии и в повседневной жизни. Это поможет вам увидеть значимость изучаемого материала.

Итог

Урок по физике, посвященный законам Ньютона, не только обучает вас основам механики, но и вовлекает в процесс обучения через игровые методы. Создание положительной и активной атмосферы в классе способствует развитию интереса к физике и формированию уверенности в ваших знаниях.


Оценивание урока по физике: Законы Ньютона

Оценивание:
Оценивание на уроке будет проводиться по нескольким критериям, чтобы учесть как индивидуальные, так и командные достижения студентов.

Участие в обсуждении (20 баллов):

Активность в обсуждении законов Ньютона.

Умение задавать вопросы и высказывать свои мысли.

Работа в группе (20 баллов):

Эффективность взаимодействия в группе.

Способность делиться мнениями и слушать других.

Презентация результатов (30 баллов):

Четкость и логичность представления выводов.

Умение обосновать выбор закона Ньютона для каждой ситуации.

Креативность в решении задач (30 баллов):

Оригинальность подхода к анализу ситуаций.

Способность предложить дополнительные примеры или улучшения.

Итоговая оценка:
Максимальное количество баллов — 100. Оценка будет выставлена на основе общего количества набранных баллов, что позволит вам увидеть, в каких аспектах вы преуспели, а над чем стоит поработать.

Мотивация для студентов

Мотивация (оценочная):
В конце урока напомните студентам, что оценка — это не только цифра, но и возможность понять, как они могут развиваться дальше. Объясните, что каждый из них имеет уникальные сильные стороны, и важно не только получать высокие баллы, но и учиться на своих ошибках.

Подчеркните, что физика — это не просто предмет, а ключ к пониманию окружающего мира. Попросите студентов подумать о том, как они могут применять законы Ньютона в своей жизни и будущей профессии. Это поможет им увидеть практическое применение изучаемого материала и повысит их интерес к предмету.

Дополнительная мотивация:
Предложите студентам возможность дополнительного задания или проекта, связанного с законами Ньютона, которое они могут выполнить для повышения своей оценки. Это даст им шанс углубить свои знания и проявить креативность, а также покажет, что вы цените их усилия и стремление к обучению.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.