12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ершова Надежда Алексеевна2702 Россия, Тюменская обл., Тюмень Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Статья "Современные средства конструирования урока"
Ершова Н.А., учитель географии
МАОУ СОШ №67 города Тюмени, Тюменская область
«Современные средства конструирования урока»
Информационные технологии позволяют по-новому на уроках использовать текстовую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенных знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом по теме самообразования и рассказать о современных средствах конструирования урока.
Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов и форм обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact»: inter — «взаимный», act — «действовать».
Следовательно, понятие «интерактивность» переводится с английского языка на русский как «взаимодействие», а понятие «интерактивный» - как «взаимодействующий». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).
Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.
Использование современных мультимедийных и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет положительно отражаться на учебной мотивации и эффективности обучения (большая наглядность и эргономика восприятия).
Интерактивные технологии обогащают процесс обучения, вовлекая обучающихся в процесс восприятия учебной информации. Они интегрируют в себе мощные распределительные образовательные ресурсы, могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная.
В настоящее время существует множество видов интерактивных упражнений, каждый из них содержит в той или иной мере элемент творчества.
Именно поэтому интерактивное упражнение — это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов. Кроме того, такие упражнения являются практическими и полезными для учащихся и вызывают интерес у обучающихся.
С помощью огромного количества Интернет-ресурсов можно создать целую коллекцию интерактивных заданий. Это могут быть задания следующего характера: рабочие листы, кроссворды, ребусы, головоломки, викторины, квесты.
На уроках мы часто используем рабочие листы. Они позволяют обучающимся самостоятельно получать, осмысливать и осваивать новый материал, обрабатывать полученную информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации; развивает умение работать с различными источниками информации. Он позволяет также провести комплексную оценку формирования компетенций обучающихся. Можно сказать, на каждом уроке мы формируем функциональную грамотность.
На данный момент в интернете множество готовых листов, одним из популярных сайтов с такими разработками является «Worksheets» (
Здесь можно найти множество красочных и черно-белых рабочих листов, но в день с одного аккаунта можно сказать всего 3 файла. Для 5-6 классов всегда можно найти неплохой готовый материал.
Нельзя не сказать и о том, что разработка собственных листов всегда ориентирована на получение конкретных знаний и умений обучающимися. На рис.1 вы можете увидеть примеры рабочих листов по географии для 5-6 классов.
Рис. 1. Собственные рабочие по географии листы для 5 класса
Задания в виде кроссвордов и ребусов достаточно часто можно использовать на уроках.
Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.
Или, наоборот, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.
Незаменимы кроссворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания.
Рис. 2. Кроссворды-ребусы по географии
В интернете существует множество сайтов для создания и кроссвордов и ребусов, но для себя отметила несколько самых удобных:
Генератор кроссвордов «Биоуроки» (
Генератор ребусов (
Имеется множество сайтов с комплексными генераторами. Самым удобным является «Online Test Pad» и «Развитие ребенка».
На сайте Online Test Pad (
Сайт «Развитие ребенка» (
Образовательная платформа Joyteka (
Хочу поделиться с вами полезными ссылками, которые бывают нам крайне необходимы для подготовки урока (рис.3).
Рис.3 Полезные ссылки, используемые для подготовки к уроку
Очень легко и просто в несколько кликов можно создать QR-код или облако слов, или удалить фон на определенных изображениях. Также вы можете самостоятельно найти на сайт «Дидактор.ру» Георгия Осиповича Аствацатурова. Здесь вы найдете огромное множество шаблонов для квестов, игр и лайфхаков для проведения уроков по разным дисциплинам.
Подводя итог, могу с уверенностью сказать, что современные возможности Интернета, помогают быстро и интересно создать интересный материал для проведения занятия. Это делает урок динамичным и мотивирует детей на получение новых знаний.
В дополнение к изложенному материалу прилагаю флаер, в котором вы найдете всю актуальную информацию (приложение 1).
Используемые источники:
Приложение 1