12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нужина Марина Николаевна480
Россия, Башкирская респ., Белорецк

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

«БЕЛОРЕЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Техники бесконфликтного поведения

Психологический тренинг

 


 

Автор:

Нужина Марина Николаевна,

педагог – психолог,

преподаватель учебной дисциплины Психология

высшей квалификационной категории


 

Белорецк, 2018

 

Пояснительная записка

Конфликты в человеческом общении неминуемы, однако случаются они чаще, чем нам того хотелось бы. Зачастую мы провоцируем конфликт, сами того не желая.

Конфликт возникает в том случае, если у участников общения возникли противоречия во взглядах, целях, интересах. Вместо того чтобы попытаться прийти к согласию, каждая из сторон упорно стоит на своем. Если поведение сторон выходит за рамки допустимых норм, возникает конфликт.

Считается, что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в том числе возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, и тогда на помощь приходят

техники бесконфликтного поведения.

По мнению психотерапевта Эрика Берна, есть в каждом из нас Родитель, Взрослый, Ребёнок. Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми и почему они по-разному ведут себя с нами.

Данное занятие рассматривает техники бесконфликтного поведения в соответствии с Эго - состоянием человека (Родитель, Взрослый, Ребёнок).

На протяжении всего занятия студенты учатся:

- эффективно работать в команде, решая психологические задачи,

- осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения, рассматривая эго - состояния пациента,

- регулировать и разрешать конфликтные ситуации, получая рекомендации по психологическому тестированию.

Решение психологических задач помогает корректировать поведение студента в сторону снижения конфликтности и умение использовать технику трансактного анализа.

Тема практического занятия актуальна для студентов медицинского колледжа, так как на протяжении всей своей профессиональной деятельности

происходит общение с пациентом, родственниками пациента, коллегами. Медицинский работник должен стараться создавать здоровую психологическую среду и понимать Эго – состояния своего пациента.

 

Практическое занятие

«Техники бесконфликтного поведения»

Преподаватель: Нужина Марина Николаевна

Образовательное учреждение: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Башкортостан Белорецкий медицинский колледж

Краткая аннотация занятия:

Курс, специальность: 2 курс, специальность 32.02.01 Сестринское дело, группа 213

Тема раздела: Психология общения

Тема занятия: Техники бесконфликтного поведения

Эпиграф занятя: Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой (народная мудрость)

Тип занятия: Практическое занятие с элементами тренинга

Место проведения: Аудитория для практических занятий

Продолжительность: 45 минут

Число участников: 12 человек

Цель занятия: Расширение знаний студента о конфликте; развитие навыков бесконфликтного поведения с использованием техники трансактного анализа.

Задачи занятия:

Дидактические задачи:

- обучать методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;

- совершенствовать навыков бесконфликтного общения, повышение уверенности в себе;

- обучать методам корректировать своё поведение в сторону снижения конфликтности в личностно-эмоциональной сфере.


 

Развивающие задачи:

продолжить формирование исследовательских умений учащихся, умений планировать свою деятельность, умений использовать свои знания в повседневной жизни;

развивать умение обобщать, анализировать, делать выводы;

развивать самостоятельность действий и суждений студентов, способствовать их самореализации и креативности;

развивать умения и и навыки командного взаимодействия.

Воспитательные задачи:

- способствовать развитию представлений о познаваемости мира, пониманию собственных интеллектуальных достижений как целостной характеристики современного человека;

воспитывать интерес к своей профессии, стремление к творчеству и новаторству;

воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;

Воспитывать ответственность, аккуратность, внимательность, точность.

Формы реализации методов: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, игровой. На протяжении всего урока используется компьютерная поддержка (презентация).

Используемые принципы: доступности, научности, наглядности.

Формы организации занятия: самостоятельная работа, индивидуальная работа, работа в группах, беседа, фронтальный опрос, психологические тесты

Планируемые результаты обучения: В соответствии с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения по специальности 32.02.01 Сестринское дело студент должен уметь:

- эффективно работать в команде;

- осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;

- регулировать и разрешать конфликтные ситуации;

Использовать вербальные и невербальные средства в конфликтной ситуации;

студент должен знать:

- психологию общения;

- психологию личности;

- особенности делового общения.

Медицинская сестра должна обладать общими компетенциями, включающими в себя способности (по углубленной подготовке):

ОК 2. Организовывать собственную деятельности, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

Медицинская сестра должна обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по углубленной подготовке):

ПК 2.2 Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

В результате изучения темы урока студенты должны:

Знать:

- психологию конфликта;

- психологию бесконфликтного общения;

- технику бесконфликтного поведения – трансактный анализ;

- основные позиции в общении.

Уметь:

- определить Эго-состояние человека;

- корректировать своё поведение в сторону снижения конфликтности;

- умение использовать технику трансактного анализа.

Ожидаемый результат: Все студенты усвоят изложенный на уроке материал и научатся применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Приобретаемые навыки обучающихся:

-навыки самостоятельной работы с учебным материалом,

-навыки работы с ПК, электронной презентацией,

-навыки самообразования,

-навыки устной и письменной речи,

-навыки самоконтроля,

-навыки самоанализа учебной деятельности;

Оценка, приобретаемых знаний:

Общая успеваемость 100%

Качественная успеваемость >85%

Оснащение: компьютер, экран с мультимедийным проектором, презентация(Техники бесконфликтного поведения)
Техники бесконфликтного поведения
PPT / 2.81 Мб
/data/files/w1537764541.ppt , листы бумаги по количеству участников, бланки тестового материала, музыкальное сопровождение, карточки с заданиями.

Цели использования ИКТ на занятии:

как средство активизации деятельности обучающихся (презентация позволяет преподавателю вести беседу со студентами, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя обучающихся актуализировать знания, полученные ранее, в том числе и по другим предметам; высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать и обобщать)

компьютерные демонстрации для решении ситуационных задач;

ИКТ выступают как один из способов повышения интереса студентов;

как источник дополнительной информации по предмету;

представления результатов проектной деятельности.

Новые понятия: «Эго - состояние», « трансактный анализ»

Основная литература:

1. Л. Д. Столяренко. Психология. Ростов -на-Дону, «Феникс», 2014г.

2.О.И. Полянцева. Психология для средних медицинских учреждений. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2013г.

3. Э. Берн. Трансакционный анализ и психотерапия. СП-б, 2010г.

4. Э. Берн. Трансактный анализ в группе. М, 2008г


 

Дополнительная литература:

А. Я. Анцупов. Профилактика конфликтов. М., 20014г.

Н.В. Гришина. Психология конфликта. СП –б, 2016г.

Содержание занятия

Организационный момент

(приветствие студентов, проверка готовности студентов к занятию, контроль посещаемости, создание рабочего настроя)

- Здравствуйте! Я рада вас приветствовать на нашем занятии.

- Я рада видеть ваши улыбки и мне очень приятно, что у вас хорошее настроение.

2. Сообщение темы, целей и задач урока, правила тренинговой группы.

Тема занятия: «Техники бесконфликтного поведения» (Слайд 1)

- Как вы уже догадались, сегодня нас ожидает интересная работа.

- Чтобы быть ближе друг к другу мы будем работать в кругу, для того чтобы вы все видели друг друга.

- Как вы уже знаете, когда мы свами садимся в круг, то мы работаем в тренинге.

-Вот и сегодня наше занятие будет с элементами тренига.

Цель работы: развитие навыка бесконфликтного поведения с использованием техники трансактный анализ. (Слайд 2)

Умение грамотно вести в конфликтных ситуациях – это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей.

Чтобы наше общение было эффективным, предлагаю правила тренинговой группы:

Внимательно слушать друг друга.

Не перебивать говорящего.

Уважать мнение друг друга.

Я – высказывание.

Безоценочность суждений.

Активность.

Конфиденциальность. (Слайд 3)

По традиции на протяжении сегодняшнего занятия работает оценочный лист, каждый из вас используя один из методов в психологии - наблюдение, наблюдает за работой каждого участника тренинга и в конце тренинга , используя оценочный лист, вы поставите оценки за работу всем участникам (Приложение 1)

Разминка.

Упражнение: «Моё имя»

Цель: приветствие участников тренинга, подчёркивание своей индивидуальности.

Каждый из участников называет своё имя и личностное качество, которое есть у вас на первую букву вашего имени. Например: Марина – милая, мирная (на выполнение задания даётся 7 минут, далее проводится беседа)

-Трудно, ли вам было подобрать для себя качественные характеристики?

- Какое качество в вас является ведущим? (выслушиваются ответы участников)

4. Основная часть занятия.

Вступительное слово преподавателя

- Как вы, наверное, уже поняли, сегодня мы будем говорить о конфликтах, это не очень приятное явление, которое часто хочется избежать.

- Когда мы говорим слово «Конфликт» у нас возникает определённый ряд ассоциаций, чувств.

- Скажите, с чем у вас ассоциируется слово конфликт, какой образ подсказывает воображение?
(размышления участников). Необходимо выслушать каждого участника.

- В общих чертах конфликт это — столкновение или борьба, враждебное отношение. Конфликтные ситуации изучает конфликтлогия.

- Слово конфликт пришло к нам из латинского. (Слайд 5)
- Если говорить более подробно, то конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
- В психологии конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
- Существуют различные причины конфликтов, например различные явления, факты, ситуации и .т.д., также причины могут быть социально-политическими, экономическими, индивидуально-психологическими и т.д.

- Сейчас мы с вами попытаемся определить на сколь каждый из вас является конфликтной личностью. Для этого проведём психологическую диагностику.

5. Психологическая диагностика.

Участникам тренингового занятия предлагается психологическая методика по определению уровня конфликтности, построенной на положении о ведущей роли одного из полушарий головного мозга. (Приложение2)

После выполнения задания зачитываются результаты тестирования.

Слово преподавателя

- По мнению психотерапевта Эрика Берна, есть в каждом из нас Родитель, Взрослый, Ребёнок. Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми и почему они по-разному ведут себя с нами. (Слайд5)


 

- Моменты нашего общения с другими Берн назвал «трансакциями». Слово «трансакция» переводится как «сделка».

- И если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему этот результат не всегда так хорош, как хотелось бы. (Слайд 6)

Трансактный анализ (ТА) – это психологическая модель описания и анализа поведения человека – как индивидуально, так и в составе групп. Эта модель позволяет людям понять самих себя, и особенность своего взаимодействия с окружающими. (Слайд 7)

Вся история человечества это история конфликтов. Одни считают их однозначно негативным явлением, другие вполне естественным и даже в чем-то позитивным фактором, дающим импульс к развитию. (Слайд 8)

Однако, конфликтами можно управлять, если уметь различать Я-состояния. За день мы много раз переходим из одного Я-состояния в другое. Однако, общение из одних Я-состояний ведет к сотрудничеству, и из других - к конфликту.(Слайд 9)

Эрик Берн заметил, что один и тот же человек, в зависимости от ситуации, действует, устанавливает контакт с другими по- разному, исходя из одного из трёх Эго - состояний, отличаемых одного от другого.

Родитель. Взрослый, Ребёнок. (Слайд 10)

6. Знакомство с поведенческими характеристиками основных трансакций

Слово преподавателя

«Родитель» - это состояние, в котором находит отражение информация, полученная нами в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы, запреты. (Слайд 11)

Все то, что определяет: как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации. В состоянии «Родителя» мы можем проявлять критическое или заботливое поведение. «Родитель» в критическом состоянии проявляется как набор установленных строгих правил (обычно запретительных), которые могут совпадать или не совпадать с правилами, установленными для себя данной личностью. Критический «Родитель» хранит в себе определенные заповеди, запреты, нормы, традиции, предрассудки.

В этом состоянии человек учит, направляет, оценивает, запрещает, проводит границы, все понимает, не сомневается, ищет виновного, иронизирует, за все отвечает и за все требует. Он использует такие формулировки, как «Ты должен», «Это нельзя», «Надо делать так», «Прекрати это немедленно» и т. д. Заботливый «Родитель» выражается также через проявление таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, сочувствие: «Не вешай нос», «Хорошо получилось», «Не ломай себе голову, «Я могу вас понять» и. д. (Слайд12)


«Ребенок» - это импульсивное, не поддающееся контролю начало в человеке. С одной стороны, это доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческая увлеченность, изобретательность. С другой стороны, нежелание принимать решения, инфантильность и другие не очень позитивные для взрослого человека качества. (Слайд 13)

Я-состояние «Ребенок» это как раз голос ребенка, живущий в нас. В этом состоянии мы действуем под влиянием чувств, привычек и моделей поведения, заложенных в нашем детстве. Дети способны выходить за пределы общественных условностей (в отличие от позиции «Родитель») и не любят тратить время на всесторонние логические обоснования (в отличие от состояния «Взрослый»).

В этом состоянии проявляются реакции, характерные для детского возраста: люди повинуются, чувствуют себя виноватыми или беспомощными, замыкаются в себе, требуют одобрения, обижаются на кого-либо, опасаются чего-либо, предъявляют повышенные требования к себе. «Ребенок» использует такие выражения, как «Я попробую», «Почему всегда я?», «Я не смогу этого сделать», «Я боюсь», «Я хотел бы». В этом состоянии человек пытается делать то, что, как ему кажется, ожидают от него. (Слайд 13)

Либо переходит в бунтарское состояние протестует против более сильных и авторитетных людей, капризен, своенравен, груб, непослушен и агрессивен: «Я этого не хочу», « Оставьте меня в покое».

«Взрослый» - состояние, в котором человек способен объективно оценивать действительность в соответствии с информацией, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимает независимые, адекватные ситуации решения. (Слайд 14)

Состояние «Взрослый» отличает поведение, чувства, привычки, свойственные собственно взрослому человеку, максимально соответствующие реальности. В состоянии «Взрослый» человек может приспосабливаться, быть разумным, строящим объективные отношения с внешним миром на основе независимого реального опыта. В этом состоянии человек трезво рассуждает, тщательно взвешивает, логически анализирует все свои и чужие поступки, действия, события, свободен от предрассудков, не поддается рассуждениям, открыто задает вопросы, может делить ответственность между собой и другими.

 Его вопросы начинаются со слов «Как?», «Что?», «Когда?», «Почему?», «Кто?», «Где?». В высказываниях из этого состояния человек использует такие слова, как «возможно», «вероятно», «если сравнить», «по моему мнению», «я думаю», «полагаю», «по моему опыту», «я буду» и т. д.(Слайд 15)

Он выбирает наиболее простые и убедительные решения и старается избежать небрежности и неаккуратности. «Взрослый» умеет быть независимым от предубеждений «Родителя» и первобытных порывов «Ребенка».
В разный момент времени каждый из нас находится в одном из трёх Эго-состояний

7. Психологическая диагностика.

Студентам предлагается психологический тест «Родитель - Взрослый - Ребе­нок». (Приложение 3)

После выполнения работы поводится интерпретация результатов.

Решение задач, содержащих конкретные ситуации ( Слайды 18-24)

Студентам предлагаются задачи, содержащие конкретные ситуации. Ситуации, описанные в задачах, они должны оценить на основе трансактного анализа. Решение задач обсуждается в учебной группе. (Приложение 4)

Закрепление изученного материала, работа в парах

- Я предлагаю вам фразы, которые можно услышать во время вашего общения и схему, а вы должны дать ответ, так как показано на схеме. Участники разбиваются на группы, Каждой группе предлагается задача, которую нужно решить и объяснить выбранный ответ. (Приложение 5)

- Используя различные трансакции, мы вполне можем обойтись без конфликта.

10. Рефлексия

- В завершении нашей работы хочется провести рефлексию с помощью упражнения «Ангелы».

 

- Я предлагаю всем встать. Нам необходимо каждому участнику на спину прикрепить с помощью скотча лист бумаги формата А-4.

- У каждого из нас, есть не только плохие, но и, конечно, хорошие качества, попробуем их увидеть в каждом и написать на спине каждого участника.

Анализ упражнения.

- Трудно ли было подбирать именно те качества, которые соответствуют каждой личности.

- Ваше мнение совпадает с тем, что написано на листе?

- Прочтите ещё раз, ведь именно так воспринимают вас окружающие.

11. Подведение итогов. Оценивание своей работы на занятии.

Сейчас каждый сам поставит себе оценку за работу в тренинге. (работа с оценочными листами)

Оцените себя, используя трансакции с позиции Взрослого. Родителя. Ребёнка.

12. Вручение памяток с рекомендациями, как предупредить конфликт. (Приложение 6)

13. Заключительное слово преподавателя.

 

Приложение 1

Оценочный лист

п.п

Фамилия Имя участника тренинга

Оценка

1.

   

2.

   

3.

   

4.

   

5.

   

6.

   

7.

   

8.

   

9.

   

10.

   
     
     

Приложение 2.

Тест на определение уровня конфликтности.

Предлагается известный тест, на определение конфликтности построенный на положении о ведущей роли одного из полушарий головного мозга человека.

В тесте использованы диагностические показатели, которые являются наиболее устойчивыми в течение всей жизни человека.

Инструкция:

Переплетите пальцы рук и заметьте, какой палец оказывается сверху.

Прицельтесь, выбрав мишень, и определите, какой глаз у вас ведущий.

Переплетите на груди руки (наполеоновская поза») и заметьте, какая рука окажется сверху.

Проверьте, какая рука при аплодировании оказывается сверху.

Запишите результаты. Важно не перепутать указанную последовательность.

Проверьте формулы.

ПППП. Избегают конфликтов, но все же идут на них. В конфликтах последовательны, стремятся довести их до разрешения. Тщательно соотносят цель со средствами. Не сторонники разрешения конфликтов любой ценой. Сначала обдумывают действия, потом принимают решения. Проявляют недостаток гибкости.

ПППЛ. Стремятся избегать конфликтов. Предпочитают разрешить их любыми способами. Нередко могут отказаться от прежней позиции. Могут быстро менять решения. Достаточно гибки, но не всегда последовательны. Необходимо преодолевать нерешительность. Очень находчивы в погашении конфликта.

ППЛП. Не любят конфликтовать, но и не избегают конфликтов. Входят в них охотно. Ведут себя свободно, находчиво. Прибегают к юмору, находят нестандартные

пути разрешения конфликтных ситуаций. Не всегда доводят задуманное до конца.

ППЛЛ. Избегают конфликтов. Но если сталкиваются с ними, то ведут себя твердо. Решения принимают после серьезного обдумывания или совета с посредниками, с близкими. Обидчивы, в определенной мере злопамятны. Никогда не выступают инициаторами столкновений. Готовы идти на уступки. Внешняя мягкость сочетается с внутренней твердостью.

ПЛПЛ. Очень заметное неприятие конфликтов. Постоянное стремление выйти из него. Попытки загладить, стушевать конфликт. Выход из конфликта могут осуще­ствлять за счет отказа от собственных требований. Решения принимают, поддаваясь эмоциональным, а не рациональным состояниям. Для них лучше не входить в конфликт, чем выходить из него. Выходят чаще всего с потерями собственных интересов, но находят способы оправдать свои действия. Стремятся принимать решения после обсуждения ситуации с кем-либо из опытных, доверенных друзей или родственников.

ПЛПП. Готовы идти на конфликт. Отчетливо понимают свои интересы, находят наиболее рациональные пути их защиты. Хорошо просчитывают свои возможности. В разрешении конфликта не всегда считаются со средствами. Не отказываются от компромиссов, ко только при условии доминирования своих интересов. В конфликте чувствуют себя уверенно, комфортно. Иногда сами могут спровоцировать конфликт, но не столько потому, что не могут без него обходиться, сколько в целях самоутверждения.

ПЛЛП. Не любят конфликтов. Легкий характер. Склонны преувеличивать свои и недооценивать чужие возможности. Быстро и хорошо ориентируются в ситуации. Много друзей. Эмоционально реагируют на события, но принимают достаточно обдуманные решения. Стремятся доводить их до конца, но не исключают компромиссов, возможно, и за счет отказа от некоторых требований. Не всегда цель соизмеряют со средствами достижения. Находят неожиданные решения. Действуют гибко, но последовательно. К советам прислушиваются.

ПЛЛЛ. Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают собственные возможности, но в случае неудачи не отступают. Не склонны к компромиссам. Действуют в конфликте обдуманно, последовательно. Конфликт прекращают только при условии выполнения своих требований. Не всегда

средства соизмеряют с целями. Излюбленный прием — «психологическая атака». Действуют по собственной инициативе, не очень любят советоваться, прислушиваться к чужим советам.

ЛППП. Конфликтов избегают, чувствуют себя в конфликтных ситуациях неуверенно. Проявляют большую гибкость в их разрешении. Достижение целей соотносят с реальными средствами. Склонны к компромиссам, готовы отказаться от защиты части своих интересов. Решения принимают скорее эмоционально, чем после серьезного обдумывания. Склонны выслушивать советы, но не всегда им следуют. Имеется тенденция преувеличивать собственные возможности.

ЛППЛ. Избегают конфликтов. Но в тех случаях, когда считают свои интересы затронутыми, идут на конфликт без особых колебаний. Позицию держат твердо, не очень склонны к компромиссам. К помощи посредников могут обращаться, но решения принимают самостоятельно. Вопросы самоутверждения — на втором плане. На первом плане — интересы дела.

ЛПЛП. Считают конфликты неизбежными, смело идут на их решение. В конфликтах твердо добиваются поставленных задач. При достижении целей не считаются со средствами. Иногда большое значение придаю! несущественным, второстепенным сторонам конфликта. Не склонны к компромиссам, если они не решают всех поставленных задач. Могут создавать видимость уступок, но внутренняя позиция остается неизменной. Преобладает рациональная сторона. Скрытны, не склонны обращаться за советами, хотя помощь со стороны не исключают.

ЛПЛЛ Внутренне агрессивны. Постоянно ищут повод для конфликта. Руководствуются не всегда существенными моментами. Конфликтность прикрывается внешней мягкостью. Последовательны в достижении целей. Линию поведения ведут искусно, тщательно все просчитывают. Не склонны к компромиссам независимо от удовлетворения собственных интересов. Проявляют большую гибкость и изобретательность в решении конфликта с собственных позиций. Нередко интересы дела не могут отделить от внутренней психологической позиции.

ЛЛПП. Избегают конфликтов. Предпочитают спорные вопросы решать мирным путем. Готовы отказаться от защиты собственных интересов, но последовательно защищают интересы других. Цель всегда стремятся сочетать с соответствующими средствами. Наиболее сильная сторона их — стремление конфликты предупредить или погасить в зародыше.

ЛЛПЛ. Стремятся избежать конфликта, хотя не ум? ют предупреждать. Очень склонны к компромиссам. Уступают требованиям конфликтующих сторон, если противник оказывается сильным. Однако по отношении» к более слабому проявляют неуступчивость. Но могут правильно рассчитать свои силы, склонны преувеличивать силы противника. Не способны плести нить интриги. Охотно прислушиваются к советам других, отдуют их рекомендациям. Имеют склонность скрывать наличие - конфликтной ситуации, искренне веря в ее; отсутствие. Недостаточно принципиальны.

ЛЛЛП. Конфликтов не избегают, хотя редко являются их инициаторами. Слабо продумывают линию доведения я решении конфликтов, больше руководствуются эмоциями. В конфликтах действуют смело, решительно, но допускают опрометчивые решения. Склонны к компромиссам. Четко продумывают возможные последствия конфликта, стремятся их предупредить. Нередко выступают инициаторами компромисса. Глубоко переживают нежелательные последствия конфликтов.

ЛЛЛЛ, Конфликтов избегают. Отличаются большой способностью предупреждать их. Однако принимая участие в конфликтах, умеют произвести впечатление на противника, используя прием демонстрации несуществующих возможностей. Умеют использовать слабости противной стороны. Хорошо просчитывают возможные последствия конфликта -и умеют вовремя скорректировать свое поведение. Упрямы, скрытны.

Сравните результаты этого теста с проведенным ранее по стилю общения.

Напоминание. Нельзя результаты тестирования считать абсолютно достоверными. Все относительно. Но задуматься над результатами стоит.

Приложение 3

Тест. «Родитель - Взрослый - Ребенок».

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 1 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семей­ную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачится, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следу­ет жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я - увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека - объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 - «Д» (Дитя);

2, 5,8, 11, 14, 17, 20 - «В» (Взрослый);

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 - «Р» (Родитель).

Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит Р, категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору, словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь.

Д во главе приоритетной формулы - вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумывался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать.

Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.

Бланк ответов для теста «Родитель-Взрослый Ребёнок»

1.

 

4.

 

7.

 

10.

 

13.

 

16.

 

19.

 

Ребёнок

2.

 

5.

 

8.

 

11.

 

14.

 

17.

 

20.

 

Взрослый

3.

 

6.

 

9.

 

12.

 

15.

 

18.

 

21.

 

Родитель

 

Приложение 4.

Задача 1

Проведите анализ межличностного взаимодействия и оцените его конфликтность в следующей ситуации.

Старшая медсестра обращается к медсестре: «На ка­ком основании вы не отметили количество медикаментов в книге учёта лекарственных средств?». Медсестра: «Давайте разбе­ремся».

Ответ: Р Р

В В

Ре Ре

Задача 2

Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.

Главврач спрашивает у своего заместителя: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на работу сотрудни­ков?». Заместитель: «У меня есть некоторые соображения по этому поводу».

Ответ: Р Р

В В

Ре Ре

Задача 3

Проведите трансактный анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.

Врач обращается к старшей медсестре со словами упре­ка: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения постав­ленной задачи». Заместитель: «Ой, меня отвлекли семейные обстоятель­ства».

Ответ: Р Р

В В

Ре Ре

Задача 4

Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.

Начальник в конце рабочего дня обращается к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.

Ответ: Р Р

В В

Ре Ре

Приложение 5.

Группа 1

Подруга – подруге, завалившей экзамен

- Ну, успокойся не такая уж и беда, я уверена, ты подготовишься и всё пересдашь.

Подруга, завалившая экзамен в роли кого ? (Ребёнок)

Подруга - (Родитель)

Р Р

В В

Ре Ре

Группа 2

Разговор в общежитии:

- Молодые люди, время позднее, многие легли спать.

- Вы правы, сейчас приглушим музыку.

Р Р

В В

Ре Ре

Группа 3

- Надоело сидеть за уроками! Пошли смотреть телевизор!

- А давай, пошли смотреть телевизор!

Р Р

В В

Ре Ре

Группа 4

Разговор двух студентов:

- Скорее всего на следующей неделе будет зачёт!

- Да, это не очень приятно, нужно взять книги в библиотеке!

Р Р

В В

Ре Ре

Группа 5

- Я такая глупая и некрасивая - никто на меня даже не смотрит!

- Почему бы тебе не сделать модную причёску в парикмахерской?

Р Р

В В

Ре Ре

 

Белорецк 2018

 

 

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не, сводите счеты.

Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.


 

"Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов... Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, шить в мире и радости? Как не "промокнуть" под дождем непонимания и как помочь в этом другим?»

Чарльз Линксон


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КАК РАЗРЕШИТЬ КОНФЛИКТЫ?

 


 

Подготовила:

студентка 43 группы

Мирасова Гульнур

Притча «Сокол и утка»

Всякий раз охотясь на уток, сокол выходил из себя. Эти жирные плутни, постоянно надували его: в самый последний миг, когда он готов был вонзить свои когти, они успевали нырнуть под воду и оставались там гораздо дольше, нежели он мог недвижно продержаться в воздухе, ожидая их появления. В то утро сокол решил поменять стратегию. Сделав несколько парящих кругов, хищник оценил обстановку и точно наметил очередную жертву. Сложив крылья, он камнем устремился вниз. А утка естественно успела нырнуть в воду, перед самым его носом. - На сей раз тебе несдобровать!- крикнул разозлившийся сокол и нырнул вслед за ней. Увидев хищника под водой, утка ловко отпрянула в сторону и тут же юркнула вверх. Выскочив на поверхность, она как ни в чем не бывало взмахнула крыльями и полетела, а отяжелевший сокол никак не мог выбраться из воды. Пролетая над незадачливым охотником, барахтающимся в воде, утка весело прокричала сверху:

- Прощай, уважаемый! И посмотри что происходит, я в твоем небе чувствую себя, как в воде, а ты в моем озере захлебнешься!

Прекратить борьбу. Понять, что путем конфликта нё удастся защитить свои интересы. Оценить возможные непосредственные и перспективные последствия конфликта.

Внутренне согласиться, что когда два человека конфликтуют, то не прав тот из них, кто умнее. Трудно ждать инициативы от этого упрямого человека. Гораздо реальнее изменить свое поведение в конфликте. От этого только выиграете или, по крайней мере, не проиграете.

Минимизировать негативные эмоции по отношению к конфликтующему. Постараться найти возможность уменьшить его негативные эмоции по отношению к вам.

Настроиться на то, что потребуются Определенные усилия для решения проблемы путем сотрудничества либо компромисса.

Попытаться понять и согласиться с тем, он как и вы преследует свои интересы в конфликте. То, что он их отстаивает, так же естественно, как и защита ваших собственных интересов.

Выявить, каковы истинные интересы конфликтующего в этом конфликте. Чего он, в конечном счете, хочет добиться. Увидеть за поводом и внешней картиной конфликта его скрытую суть.

Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.

Если собрать всю волю в кулак, то можно убежать от любого противника.

Погасить конфликт труднее всего пеной изо рта

«Большой конфликт из-за мелочи ужасен в споре, конфликте скорее прав тот, кто сумел не сократить себе жизнь. Лучший способ погасить конфликт - залить его.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Шарандина Валентина Владимировна, 05.12.18 в 20:48 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе, Марина Николаевна! Очень хороший тренинг!!
Нужина Марина Николаевна, 06.12.18 в 06:24 0Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Валентина Владимировна. Мне очень приятно что моя работа понравилась.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.