Патриотическое воспитание в системе работы учителя-предметника и классного руководителя
Патриотическое воспитание в системе работы
учителя-предметника и классного руководителя
Без чувства своей страны — особенной,
очень дорогой и милой в каждой её мелочи —
нет настоящего человеческого характера.
К.Г. Паустовский, «Повесть о жизни»
В современной школе развитие личности выдвигается как основная цель образования, а патриотическое воспитание как одна из основных ценностных характеристик личности. Действительно, воспитание социально активной личности невозможно без целенаправленной систематической работы по формированию патриотического сознания у подрастающего поколения.
Обратимся к теоретическим основам вопроса.
Патриотическое воспитание и просвещение – это целенаправленный процесс воспитания гармонично-развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации.
В последнее время в методической литературе всё чаще звучит термин «гражданско-патриотическое воспитание», который, в свою очередь, подразумевает целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Воспитание предполагает формирование активной гражданской позиции личности, самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Предъявляемые требования к гражданско-патриотическому воспитанию отражены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и направлены на формирование целостного мировоззрения, российской идентичности; активной гражданской позиции и ответственности; уважение к своей семье, обществу, государству; к духовно-нравственным и социокультурным ценностям; к национальному культурному и историческому наследию, стремление к его сохранению и развитию.
Основными задачами патриотического воспитания являются следующие: формирование у обучающихся чувства гордости за свой край, свою Отчизну и свой народ, свою малую родину, ответственности за будущее России; формирование уважения к символам Российской государственности; формирование готовности к созидательной деятельности на благо Отечества, к его защите; воспитание гражданственности и патриотизма на основе героических и боевых традиций города, страны; формирование патриотических чувств и сознания путем приобщения к истории Отечества, области, города; национальным культурам, трудовым традициям на примерах жизни и деятельности земляков и соотечественников, обогативших свой край и страну достижениями в различных сферах производственной, общественной и культурной деятельности.
Я, как учитель предметов гуманитарного цикла и классный руководитель, свою задачу по данному направлению вижу в следующем: создать условия для формирования активной гражданской позиции школьников и развития патриотических чувств как важнейших духовно-нравственных качеств личности.
Хочу познакомить со своим опытом работы по данному вопросу.
Прежде всего назову основные направления деятельности учителя и классного руководителя по формированию гражданско-патриотического мировоззрения обучающихся.
- Развитие патриотического сознания обучающихся в рамках преподаваемого предмета
Гуманитарные дисциплины, особенно литература, имеет большие возможности для воздействия на чувства и умы юного поколения. В программу школьного курса включены произведения о подвиге нашего народа в Отечественной войне 1812 г., в Великой Отечественной войне, доблестный труд в тылу, в мирное время. Среди них те, авторы которых ветераны войны, писатели и поэты-фронтовики или военные корреспонденты, ставшие классиками в жанре военной прозы и поэзии: Б. Васильев, Ю. Бондарев, К. Симонов, М. Шолохов, Б. Екимов, Е. Носов. Тексты военной тематики всегда находят живой отклик в сердцах школьников разного возраста, помогают глубже осмыслить трагические страницы отечественной истории, вызывают чувства сопричастности к прошлому своей страны и уважения к поколению победителей.
Вот пример такого урока литературы по повести Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова». В обновленном ФГОС это произведение даётся для изучения в 5 классе.
https://урок.рф/library/konspekt_uroka_vneklassnogo_chteniya_po_rasskazu_yu_142725.html
Помимо уроков по изучению художественных произведений, школьная программа предусматривает проведение уроков по развитию речи, к которым также относится написание сочинений по прочитанным произведениям или на свободные темы и заучивание наизусть стихотворных текстов.
Предлагаю познакомиться с некоторыми творческими работами учеников, опубликованными на сайте УРОК.РФ
https://урок.рф/library_kids/moj_praded_164236.html
Сочинение ученицы 10 класса «Мой прадед»
https://урок.рф/library_kids/otrivok_iz_poemi_a_t_tvardovskogo_vasilij_tyorki_214446.html
Отрывок из поэмы А. Т. Твардовского "Василий Тёркин" (чтение наизусть)
https://урок.рф/library_kids/razmishlyaya_nad_stranitcami_rasskaza_m_a_sholohova_215423.html
Размышляя над страницами рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
- Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе
Для того чтобы важные нравственно-этические понятия стали подлинной сущностью воспитания, чтобы они нашли душевный отклик в ученике, нужны постоянные и глубокие усилия. Однако эта работа требует особого подхода, такта, организации, чтобы не вызвать противодействия в восприятии детей, чтобы они поверили, приняли, осознали, прочувствовали то, ЧТО им говорят, КАК и ПОЧЕМУ. Только в этом случае умные взрослые люди смогут достучаться до сердец маленьких (в большей или меньшей степени) людей. Именно на таких принципах должна выстраиваться внеклассная работа по учебным предметам, органично их дополняя прежде всего духовно-нравственным содержанием, воспитывая Человека и Гражданина.
Ещё одна подборка материалов с нашего сообщества.
https://урок.рф/library/stcenarij_literaturnomuzikalnoj_kompozitcii_deti_171625
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дети блокадного Ленинграда»
https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_uroka_vneklassnogo_chteniya_185854.html
Урок внеклассного чтения в 9 классе «Книга памяти» (по повести Б.Л. Васильева «Завтра была война»)
https://урок.рф/library/boris_vasilev_chelovek_chrezvichajnij_190944
Внеклассное мероприятие на тему «Борис Васильев. Человек чрезвычайный» (9–11 кл)
И работы детей.
https://урок.рф/library_kids/sochinenie_ltltrazmishleniya_nad_povestyu_b_l_v_152552.html Размышления над повестью Б. Л. Васильева «Завтра была война»
https://урок.рф/library_kids/sochinenie_rabiga_132216.html
Рабига. Сочинение на тему «Жизнь человека»
- Подготовка традиционных мероприятий, приуроченных к знаменательным датам российской истории
Общеизвестно, что а основу современной школы положены традиции школы советской, в которой любовь к малой родине, к Отечеству, к человеку труда занимали центральное место, выполняя важную задачу становления личности творческой, созидающей, с большой степенью ответственности за свои поступки, с высоким чувством долга. Этому, в первую очередь способствовали, праздничные и знаменательные даты, подготовка к которым всегда выполняла благородные функции, в том числе способность объединять людей разных возрастов, профессий, интересов. Прежде всего это День Победы, День защитника отечества, День памяти и скорби. В дополнение к ним в наши дни в образовательных организациях практикуют проведение образовательных событий «Дни единых действий», которые обладают значительным воспитательным потенциалом.
Вот авторские сценарии некоторых из них.
https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_chasa_pamyati_posvyashyonnogo_204422
Методическая разработка Часа Памяти, посвящённого Сталинградской битве «Войну забыть нельзя!»
https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_193008.html
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорога к звёздам», посвящённая Дню космонавтики
https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_163914.html
Внеклассное мероприятие на тему «Спасибо, мама!» (9–11 классы)
Предлагаю также познакомиться с некоторыми интерактивными заданиями, разработанными мной на разных платформах к памятным датам и опубликованными на УРОКЕ.РФ
https://урок.рф/library/interaktivnij_krossvord_nado_pomnit_070111.html
Интерактивный кроссворд «Надо помнить!» (10–11 класс)
https://урок.рф/library/interaktivnij_krossvord_zashitniki_otechestva_085926.html
Интерактивный кроссворд «Защитники Отечества»
https://урок.рф/library/interaktivnoe_uprazhnenie_vojna_trudna_da_pobeda_171718.html
Интерактивное упражнение «Война трудна, да победа красна!» для детей 5-7 класса
https://урок.рф/library/interaktivnoe_uprazhnenie_zhit_rodine_sluzhit_174033.html
Интерактивное упражнение «Жить — Родине служить»
https://урок.рф/library/interaktivnoe_uprazhnenie_semya_vmeste_dusha_na_m_161311.html
Интерактивное упражнение «Семья вместе - душа на месте!»
https://урок.рф/library/interaktivnoe_uprazhnenie_net_luchshe_druzhka_chem_ro_135721.html
Интерактивное упражнение «Нет лучше дружка, чем родная матушка» (2–6 кл)
И детское творчество.
https://урок.рф/library_kids/ballada_o_zenitchitcah_robert_rozhdestvenskij_173618.html
"Баллада о зенитчицах", Роберт Рождественский. Чтение наизусть
https://урок.рф/library_kids/sochinenie_puteshestvie_v_detstvo_182317.html
Сочинение "Путешествие в детство" (Конкурсная работа на тему «С чего начинается Родина?»)
- Проведение классных часов «Разговоры о важном»
На них обсуждаются вопросы, связанные не только с историей и культурой России, ее ролью в мировом сообществе, но и те, которые освещают традиции и особенности своего, родного региона. Гордимся, что среди тем, обсуждаемых на классных часах во всех российских школах, есть те, которые посвящены нашим известным землякам, прославившим Вятский край. Среди них К. Г. Циолковский, основоположник космонавтики. В XIX веке семья будущего великого ученого проживала в Вятке. Здесь он провёл в общей сложности около 7 лет. Годы, проведенные отцом русской космонавтики в Вятке, стали важным этапом его жизни.
С удивлением и чувством большой гордости ученики гимназии узнали на классном часе 9 декабря 2024 г. о герое нашего времени – участнике специальной военной операции с позывным «Струна», уроженце г. Кирова Вячеславе Головине, отмеченным за боевые заслуги Звездой Героя Российской Федерации. Замечательные материалы к занятию произвели большое впечатление на моих шестиклассников, а видео с флешмобом, запущенным ещё в 2023 году, задолго до «Разговоров о важном», и песней Юты, посвящённой Владиславу, взятое с сайта Правительства Кировской области, ещё более усилило эмоциональное воздействие на детей.
Фильм сайта https://разговорыоважном.рф
Видео флешмоба в поддержку кировского бойца,
Героя РФ с позывным Струна
ФЛЕШМОБ В ПОДДЕРЖКУ В. ГОЛОВИНА
- Краеведческая работа
Заниматься учебно-воспитательной работы без опоры на краеведческий материал невозможно. Родная сторона с её богатой историей, родной дом, родные люди дают душевные силы, чувство защищённости и гордости за достижения земляков, зовут на новые свершения. Краеведение способно формировать нравственные ценности на примерах героической, трудовой, культурной истории Вятского края, лучших образцов народного творчества; уважение к истории, культуре, традициям, людям родного края, сохранять традиции и историческую память родной стороны. Напомню, что 2024 год – год 440-летнего юбилея родного города Уржума и год 650-летнего юбилея нашего областного центра.
В свой педагогической деятельности стараюсь использовать материал с региональным компонентом не только при создании уроков и внеклассных дел разного формата и тематики, но и в разработке авторских учебно-дидактических материалов. С удовольствием делюсь ими с коллегами, в том числе на УРОКЕ.РФ.
https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_155354
Авторская методическая разработка внеклассного мероприятия «Моя родина — Вятский край» (7–11 класс)
https://урок.рф/library/moya_gimnaziya_155328.html
Авторская презентация о родной школе «Моя гимназия»
https://урок.рф/library/avtorskij_diktant_iz_istorii_goroda_kirova_191837.html
Авторский диктант «Из истории города Кирова» (Русский язык, 10-11 классы)
https://урок.рф/library/interaktivnoe_uprazhnenie_vyatskie_hvatskie_182203.html
Интерактивное упражнение к уроку литературы в 5 классе «Вятские-хватские!»
Наш край богат талантами. В течение года с детьми проводится просветительская работа, которая знакомит с жизнью и творчеством известных земляков. Среди них особое место отводится поэту-классику Н. А. Заболоцкому, который с учился в Уржумском реальном училище, в здании нашей гимназии.
Целая серия публикаций, посвященная людям, прославившим Вятский край
https://урок.рф/library/stcenarij_literaturnomuzikalnoj_kompozitcii_posvya_103605.html
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А. Заболоцкого
https://урок.рф/library/stcenarij_literaturnomuzikalnoj_kompozitcii_povsyu_174602.html
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Повсюду жизнь и я», посвящённой творчеству Н. А. Заболоцкого
https://урок.рф/library/stcenarij_literaturnogo_prazdnika_filosofiya_prirod_145408.html
Сценарий литературного праздника «Философия природы в стихах Н. А.Заболоцкого»
https://урок.рф/library/krossvord_nash_zemlyak_n_a_zabolotckij_132328.html
Кроссворд «Наш земляк Н. А. Заболоцкий»
https://урок.рф/library/krossvord_v_m_vasnetcov_nash_zemlyak_152726.html
Кроссворд «В. М. Васнецов – наш земляк»
https://урок.рф/library/interaktivnij_test_po_tvorchestvu_m_e_saltikova_101708.html
Интерактивный тест по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина (Литература, 10 класс)
Предлагаю творческие работы детей о родном крае.
https://урок.рф/library_kids/sochinenie_urzhum_gimnaziya_lyubov_174759.html
Сочинение "Уржум. Гимназия. Любовь"
https://урок.рф/library_kids/sochinenie_vyatushka_153524.html
Сочинение "Вятушка"
https://урок.рф/library_kids/v_b_karpov_ona_takaya_chtenie_naizust_172619.html
В. Б. Карпов "Она такая!". Чтение наизусть
https://урок.рф/library_kids/n_a_zabolotckij_kak_mishi_s_kotom_voevali_otriv_201056.html
Н. А. Заболоцкий "Как мыши с котом воевали" (отрывок). Чтение наизусть.
https://урок.рф/library_kids/n_a_zabolotckij_nekrasivaya_devochka_173327.html
Н. А. Заболоцкий "Некрасивая девочка". Чтение наизусть.
- Проектная деятельность
Участие обучающихся в проектной деятельности – ещё одна возможность для приобщения их к гражданско-патриотическим ценностям, к исследовательской работе и возможности самовыражения. Такая работа даётся непросто, но она интересна и, безусловно, полезна во всех отношениях.
Знакомлю вас, уважаемые коллеги с презентациями детей, которые были созданы учениками 9 класса в качестве образовательных продуктов проекта по родному русскому языку.
https://урок.рф/library_kids/prezentatciya_ltltanaliz_kontcepta_beryoza_185619.html
Презентация «Анализ концепта "Берёза"»
https://урок.рф/library_kids/prezentatciya_ltltanaliz_kontcepta_svoboda_173259.html
Презентация «Анализ концепта "Свобода"»
- Реализация социально значимых проектов, акций
Патриотическое воспитание предполагает формирование у школьников общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление явлений, разрушающих потенциал личности. В течение года школа участвует в разных социальных, волонтёрских проектах и акциях, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни.
Ещё одна подборка материалов с фотоотчетами.
https://урок.рф/library/marafon_dobraya_vyatka_080810.html
Марафон добрых территорий «Добрая Вятка»
https://урок.рф/library/mi_pomnim_mi_gordimsya_091912.html
"Мы помним, мы гордимся!"
https://урок.рф/library/sad_pamyati_2023_083601.html
«Сад Памяти-2023»
https://урок.рф/library/mi_pomnim_mi_gordimsya_220843.html
"Мы помним, мы гордимся!"
https://урок.рф/library/nam_dorogi_eti_pozabit_nelzya_165915.html
Фотоотчет «Нам дороги эти позабыть нельзя...»
https://урок.рф/library/zazhech_v_chest_pushkina_svechu_174207.html
«Зажечь в честь Пушкина свечу» (5–11 классы)
- Интегративные образовательные поездки
Познать историю своей страны, её культурное, историческое наследие, природу в полной мере возможно, путешествуя по её необъятным просторам. Поездки с классом по Кировской области и за её пределы вызывают неподдельный интерес детей. Их ждут, к ним готовятся, разрабатывая интересные программы, и дети, и родители. Путешествия в другие регионы становятся долгожданным подарком для учеников после окончания долгого, тяжелого учебного года. За время работы классным руководителем в гимназии мне вместе с детьми и их родителями посчастливилось увидеть многие достопримечательности не только Вятского края, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Йошкар–Олы. Эти воспоминания незабываемы! Судите сами!
https://урок.рф/library/film_ya_lyublyu_tebya_moskva_205323.html
Фильм «Я люблю тебя, Москва!»
https://урок.рф/library/film_zdravstvuj_piter_115844.html
Фильм «Здравствуй, Питер!»
Хочется также заметить, что в патриотическом, как и в любом, воспитании детей большое значение имеет пример взрослых людей: учителей, родителей, старших товарищей. Дети скорее верят поступкам, искренней заинтересованности, настоящим эмоциям, готовности не просто рассказать, но и показать на своём примере. Если занимаемся каким-то делом, готовимся к чему-то серьёзному, всегда стараюсь не только поддерживать своих учеников, но и трудиться вместе с ними: сама читаю стихи на конкурсах чтецов, пишу сочинения на заданные им темы, чтобы потом прочесть ученикам вслух, сочиняю… Кто-то воспринимает это с большим удивлением. В хорошем смысле этого слова.
https://урок.рф/library/net_v_mire_nichego_prekrasnej_bitiya_100923.html
Статья «Нет в мире ничего прекрасней бытия!»
Таким образом, подведу итог. Безусловно, патриотическое воспитание должно быть плановым, системным. Оно призвано формировать у детей чувство гордости за достижения Отечества в разных сферах жизни российского общества. Оно предполагает создание особой, воспитывающей среды в учебной организации и становится более эффективным, когда в воспитательной системе класса и школы проявляют заинтересованность и активность все участники учебно-воспитательного процесса: обучающиеся, педагоги и родители.
Примечание
1. Методические, дидактические материалы, представленные в публикации, на протяжении разных лет использовались автором статьи в своей профессиональной деятельности и находят своё отражение в настоящее время в авторской редакции с учётом различных факторов. В педагогическом сообществе УРОК.РФ они публиковались в течение длительного периода, с 2016 года по настоящее время, и позволяют сделать вывод о системе в работе учителя и классного руководителя.
2. На уникальность проверяла, исключив все ссылки на опубликованные материалы и подписи к ним. Объём статьи при этом, конечно, изменился. Он указан в отчёте (смотрите скриншот).
Источники информации
https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2022/06/metodicheskie-rekomendaczii-vospitat-patriota.pdf
https://soiro64.ru/wp-content/uploads/2023/10/kvido_patrioticheskoe-vospitanie_maket.pdf
https://project2374029.tilda.ws
Кияйкина Наталья Федоровна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Елена Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Суслопарова Людмила Юрьевна