Статья на тему: «Использование игровых методов в педагогической практике при обучении школьников с ментальными нарушениями".

Ключевые слова: игровые методы обучения, дидактические игры, коррекционная школа, ментальные нарушения, интеллектуальные нарушения, дидактические карточки, интерактивные игры - упражнения.
В последние годы всё больше в коррекционных школах получают распространение игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Дидактические игры в коррекционной школе непосредственно воздействуют на психические качества учащихся: память, внимание, наблюдательность, мышление, эмоционально-волевую сферу, речевую деятельность. Игра помогает школьникам легко и быстро усвоить учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно- мотивационную сферу. Используя игру на уроках, педагог получает возможность увидеть, в какой мере школьник нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени. Дидактические игры способствуют созданию у учеников эмоционального настроя, вызывают положительную мотивацию к учебной деятельности, улучшают общую работоспособность, дают возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.
Какие же игровые методы обучения используются в коррекционной школе? Поделимся опытом. В условиях коррекционной школы, игровые методы обучения имеют повышенную значимость и используются на всех уроках, на внеурочных занятиях (об использовании игровых технологий во внеурочное время, автором была написана статья: «Использование игровых технологий во внеурочной деятельности с детьми с ТМНР при реализации СИПР» https://урок.рф/library/ispolzovanie_igrovih_tehnologij_vo_vneurochnoj_de_092449.html) в различных частях учебной деятельности для введения, объяснения, закрепления, упражнения и контроля.
В своей педагогической практике автор статьи широко использует на уроках в коррекционной школе с обучающимися с ментальными нарушениями занимательные развивающие карточки, дидактические игры разной тематики.
Развивающие карточки – это легкий и интересный способ познакомить детей в игровой форме с миром животных, растений, обучить чтению и счету. Дидактические карточки, используемые на уроках как средство наглядности, развивают у школьников внимание, устную и письменную речь, память, наблюдательность, помогают ребенку установить взаимосвязь между различными предметами и их свойствами.

Фото 1. Дидактические карточки, используемые автором на уроках, в форме обучающей игры.
Карточками можно пользоваться при объяснении нового материала и также для повторения, закрепления изученного. Игровые карточки являются для учащихся с интеллектуальными нарушениями важным источником знаний, умений и навыков, упрощают закрепление изученного материала, контроль пройденного материала и степень владения знаниями и умениями.
Как показывает практика, мыслительные операции, которые осуществляются учениками, при работе с занимательными карточками, должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае игра с карточками становится для них либо утомительной, либо вообще недоступной. Отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя – тремя условиями.
Приведем примеры развивающих карточек, разработанных и опубликованных автором статьи на сайте УРОК. РФ.
Набор развивающих карточек "Раз, два, три, четыре, пять - мы научимся считать!"
https://урок.рф/library/razvivayushie_matematicheskie_kartochki_dlya_detej_raz_075321.html
Дидактические развивающие карточки "Насекомые"
https://урок.рф/library/didakticheskie_razvivayushie_kartochki_nasekomie_154806.html
Набор развивающихся карточек "Домашние животные и птицы"
https://урок.рф/library/nabor_razvivayushih_kartochek_dlya_detej_domashnie_zhiv_141843.html
Комплект дидактических карточек "Птицы Ростовской области".
https://урок.рф/library/komplekt_didakticheskih_kartochek_ptitci_rostovskoj_161435.html
Обучающие карточки "Словарные слова"
https://урок.рф/library/obuchayushie_kartochki_po_russkomu_yaziku_slovarnie_sl_094142.html
Используя дидактические карточки, можно расширить потенциал и границы возможностей ребенка с ОВЗ, развить его творческое и логическое мышление, дать прочную основу для дальнейшего обучения и познания.
Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. Но, необходимо помнить, что игра не имеет права быть только развлекательным элементом урока!
Использование игры в урочное время помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к учебной деятельности ребенка с ОВЗ.
Примерами могут быть дидактические игры, разработанные и опубликованные автором статьи на сайте УРОК.РФ.
Дидактическая настольная печатная игра "Фруктовое лото"
https://урок.рф/library/didakticheskaya_nastolnaya_pechatnaya_igra_fruktovoe_144538.html
Дидактическая настольная игра "Делим слова на слоги"
https://урок.рф/library/didakticheskaya_nastolnaya_igra_delim_slova_na_slog_130728.html
Дидактическая настольная печатная игра "Математические узоры"
https://урок.рф/library/didakticheskaya_nastolnaya_pechatnaya_igra_matematiche_155622.html
Настольные игры сочетают в себе развлечение и обучение, активизируют учебную деятельность, повышают мотивацию, учат следовать правилами и инструкциям, развивают воображение, тренируют память, логическое мышление и чувство здорового азарта.

Фото 2. Познавательная игра-лото "Чтение" серия "Умный паровозик"
Чтобы разнообразить игровую деятельность, визуализировать ее, в наше современное время создается множество интерактивных игр.
Обучающиеся коррекционной школы, особенно ученики начальных классов, охотно пользуются разными онлайн-сервисоми. Приведем пример онлайн- сервисов:
- Онлайн – сервис https://learningapps.org/my.php
С помощью данного сервиса автором было создано множество интерактивных упражнений и игр с целью проверки и закрепления полученных знаний. Вот некоторые упражнения и игры, созданные автором на данном онлайн-сервисе:
Викторина по рассказу С.Баруздина "Страшный клад" (Шёл по улице солдат)
https://learningapps.org/display?v=pnfiroryc19
Викторина «Дикорастущие и культурные растения»
https://learningapps.org/display?v=pvy1c66da20
Космический филворд
https://learningapps.org/display?v=pykwkj4uc19
Кроссворд по сказке "Гуси лебеди"
https://learningapps.org/display?v=p22swwgek18

Фото 3. Разгадывание интерактивного кроссворда

Фото 4. Интерактивная игра - викторина по окружающему миру
Воспитанники коррекционной школы с интересом играют в игру на логику – пазлы. Эта игра, как мы привыкли, является настольной, но есть онлайн-сервис для создания пазлов с помощью его, автором было составлено множесто пазлов на разное количество деталей и разной тематики. Это онлайн-сервиса https://www.jigsawplanet.com/
Автор статьи много лет использует данные онлайн-сервисы в своей работе, многие работы опубликованы в сообществе УРОК РФ. Вот их пример:
образовательный ресурс по окружающему миру «Опасные незнакомцы»
https://урок.рф/library/obrazovatelnij_resurs_po_okruzhayushemu_miru_opasni_115211.html
Образовательный ресурс по окружающему миру «Дикорастущие и культурные растения»
https://урок.рф/library/obrazovatelnij_resurs_po_okruzhayushemu_miru_dikora_145630.html
Интерактивное упражнение к уроку математики в 4–5 классе «Таблица умножения»
https://урок.рф/library/interaktivnoe_uprazhnenie_tablitca_umnozheniya_132533.html
Интерактивную игру, можно считать тренировочной формой проведения урока.Применение интерактивных игр способствует развитию у учащихся с ментальными нарушениями продуктивных функций и психических процессов, делает обучение более эффективным, повышает интерес к изучаемому предмету, повышает мотивацию к обучению, активизирует познавательную деятельность. С помощью интерактивных игр можно организовать как индивидуальную, так и групповую работу, можно повторить пройденный материал и закрепить ранее изученный, проверить знания учащихся и сформировать их умения и навыки.
Новый ФГОС ставит перед школой задачу – научить ребенка учиться, для этого учащиеся должны уметь самостоятельно добывать знания. На уроках окружающего мира, русского языка, чтения для повышения уровня обучения целесообразно использовать игровую методику – кроссворд. Головоломки помогают развивать у учащихся с ментальными нарушениями самостоятельность, мышление, память. Головоломки разного вида вызывают у детей интерес к учебным предметам, повышается грамотность. Применение технологии кроссворда на уроках позволяет пополнить словарный запас учащихся, развить самостоятельность, мышление, память.

Фото 5. Решаем кроссворд по окружающему миру.

Фото 6. Решаем кроссворд по русскому языку
Приведем несколько примеров головоломок, созданных автором статьи и опубликованных в сообществе УРОК РФ.
Образовательная головоломка-кейворд по окружающему миру «В мире животных»
https://урок.рф/library/obrazovatelnaya_golovolomka_kejvord_v_mire_zhi_094746.html
Образовательный чайнворд «Звук и буква К» для внеурочной деятельности
по русскому языку.
https://урок.рф/library/chajnvord_zvuk_i_bukva_k_164604.html
Кроссворд "Растения сада и огорода"
https://урок.рф/library/krossvord_rasteniya_sada_i_ogoroda_144219.html
Кроссворд по русскому языку на тему "Правописание слов с безударной гласной в корне слова "
https://урок.рф/library/krossvord_po_russkomu_yaziku_na_temu_pravopisanie_161428.html
Кроссворд «Птицы» для уроков окружающего мира
https://урок.рф/library/krossvord_ptitci_145842.html
На уроках чтения широко используются элементы театральных занятий, которые способствуют развитию фантазии и творческого мышления у учащихся с ментальными нарушениями, улучшает их способность к формулированию связных высказываний. Дети учатся выражать свои мысли и чувства через диалоги и монологи, а также развивают свой активный словарный запас.

Фото 7. Обыгрывание сказки «Колобок»
В процессе игры в театр, дети учатся слушать друг друга, взаимодействовать, обсуждать различные ситуации и принимать решения. Все эти навыки не только способствуют развитию связной речи, но и помогают детям лучше адаптироваться в обществе и успешно общаться с окружающими. Играя в сказку, обучаясь в сказке, учащиеся учатся не только сотрудничеству, но и толерантности.
Фото 8. Кукольный театр. Сказка «Репка»; исценирование сказок «Колобок», «Маша и медведь».
Также стоит отметить, что под влиянием дидактических игр у детей вырабатываются определенные нормы поведения, которые затем переносятся детьми и за пределы игры, становятся общими правилами.
В игровой деятельности у обучающихся с ОВЗ складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно – логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Таким образом, важная роль игры в развитии психических процессов ребенка с интеллектуальными нарушениями объясняется тем, что она вооружает ребенка с доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности ребенка. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых методов и приемов делает обучение учащихся доступным и интересным.
Использованная литература:
- Коваль И. Развивающие игры. Харьков, 2010
- Аксенова А.К., Э.В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка 1 -4 вспомогательной школы. Москва, 1990
- Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. Москва, 1985
- Иванцова Л. Мир кукольного театра. Ростов – на – Дону, 2002
Статья " Использование игровых методов в педагогической пракDOCX / 2.16 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна
Артеменко Елена Николаевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Артеменко Елена Николаевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Артеменко Елена Николаевна
Anastasia Andreevna