Статья «Путь к успеху, или Мотивационные ресурсы урока географии»
Статья
На Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью в номинации «Мотивация к обучению и способы её повышения»
Автор:
Колышкина Елена Владимировна
учитель географии высшей
квалификационной категории
г. Новосибирск
2021г.
Путь к успеху, или Мотивационные ресурсы урока географии
Высокая мотивация может компенсировать
низкий уровень способностей.
Т.Д. Дубовицкая
Качественное школьное образование – это первая ступенька, ведущая ученика на вершину успеха. Степень успешности во многом определяет наше отношение к жизни, желание учиться, узнавать новое, работать и совершенствоваться. Учёба - это нелёгкий труд, но при правильной мотивации она способна дарить радость творческих открытий, позволяет учиться с увлечением и достигать позитивных результатов. Но сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший объём знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
На современном этапе каждому человеку приходится учиться всю жизнь - таковы последствия технического прогресса. Кто в школе не научился учиться, у кого нет интереса к обучению и переобучению, тот рано или поздно отстанет в жизни. Интерес к учению и умение учиться теперь становятся такими же важными результатами обучения, как и знания.
Деятельность учителя по развитию мотивации к учению была и будет приоритетной, и актуальной, потому что государству нужны мотивированные люди, способные к самообразованию, принятию нестандартных решений, умеющие креативно мыслить, предлагать и создавать новое. Основная функция мотивации состоит в том, чтобы сначала темой зацепить ученика, сделать обучение желанным, а потом уже её изучать.
К сожалению, с каждым годом учащиеся всё больше теряют интерес к учебе. На сегодняшний день наиболее острые проблемы в образовании и воспитании связаны с демотивированностью основной массы школьников, а, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. У современного подростка важную роль играют отвлекающие факторы, которых достаточно много. Рядом с ним находится огромное количество соблазнов (смартфон, планшет, компьютер) и, когда школьник стоит перед выбором между необходимостью делать домашнее задание и возможностью играть с гаджетами, то чаще всего преимущество отдаётся последнему.
Все причины спада мотивации к обучению можно объединить в 2 группы: внешние и внутренние.
Педагогу необходимо в своей работе учитывать индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, ведь учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному.
Важнейшая задача учителя – организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание учиться, решать познавательные задачи урока. Высокий уровень мотивации обучающихся является источником их познавательной активности и успешности в обучении, поэтому вклад мотивации можно рассматривать наравне со способностями ученика. Педагогам известны случаи, когда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации, достигал более высоких результатов в учёбе, потому что стремился к этому и уделял учению больше времени. И наоборот, у подростка, недостаточно мотивированного, успехи в учёбе могут быть незначительными, несмотря на его способности. Результаты, которые достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% – от мотивов, которые у этого человека есть и, которые побуждают его определённым образом себя вести (В.Н. Мясищев).
Мне как учителю на своих уроках важно создавать атмосферу интереса к географическим знаниям, воспитывать у детей стремление исследовать и творить. Поэтому считаю, что важным делом каждого педагога является поиск самых разнообразных путей и приёмов для мотивации обучающихся и поддержания интереса в любом виде их познавательной деятельности.
К сожалению, у ряда учеников распространено мнение, что география в дальнейшей жизни им мало пригодится. Приоритет материальных ценностей стал причиной потери популярности таких видов деятельности, которые основаны на географических знаниях. Сокращение часов в 5 - 6 классах и отсутствие географии в 10 - 11 классах нивелировало географию до второстепенных и ненужных предметов. То количество времени, которое сейчас выделено на географию, не позволяет объективно формировать географическое мировоззрение и даже просто полюбить этот предмет. Сегодня у школьников нет времени, чтобы осознать всю прелесть географии. Следствием этого вижу падение интереса к географии как неперспективному предмету и образование мотивационного вакуума. География стала невостребованным выпускниками предметом при выборе её в качестве ЕГЭ, т.к. вместо географии при поступлении на экономические специальности ВУЗы с согласия Министерства образования определили обществознание.
Но мотивационными процессами в обучении можно и нужно управлять, создавать благоприятные условия для формирования и развития внутренних мотивов.
Какие внутренние мотиваторы можно использовать педагогу?
Например, получение знаний:
- нужно для осуществления мечты;
- делает тебя самостоятельным;
- расширяет пространство твоего существования;
- поможет тебя найти своё место в жизни, своё призвание;
- научит тебя быть счастливым;
- приносит человеку уверенность в себе.
На сегодняшний день теоретический вопрос мотивации подростков достаточно хорошо изучен, сложность здесь практического плана.
Л.М. Фридман выделяет 2 пути формирования мотивации у обучающихся:
1) «Снизу вверх»: педагог, опираясь на уже имеющиеся у обучающихся потребности, так организует определённую деятельность, чтобы она вызывала у них положительные эмоции удовлетворения и радости.
2) «Сверху вниз»: заключается в усвоении учеником предъявляемых ему в готовом виде побуждений, целей, идеалов. Этот путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования и примера.
Процесс формирования познавательного интереса и мотивации к обучению происходит в деятельности. По результатам исследований американских учёных Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорит сам, и 90% того, до чего дошёл самостоятельно в своей практической деятельности. В системно-деятельностном подходе, который положен в основу ФГОС, главное место отводится активной, разносторонней и самостоятельной познавательной деятельности школьников. Чтобы заинтересовать географией обучающихся, мне необходимо использовать в обучении элементы технологий деятельностного типа, формировать и развивать познавательный интерес и мотивацию к обучению на всех этапах урока.
Примеры методических приёмов и способов, которые использую для повышения мотивации обучающихся:
-Показываю необходимость географических знаний, их связь со многими сторонами современной жизни людей. Познавательному интересу и мотивации содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.
-«Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании» (Д. Карнеги). Поэтому подчеркиваю практическое значение знаний о природе, географической оболочке, являющейся средой обитания человека.
-Опираюсь на жизненные наблюдения и опыт самих обучающихся.
-Активно использую краеведческий материал.
-Привлекаю учащихся к проектной и исследовательской деятельности.
-Геймификация: использую игровые минутки, элементы соревнования, игровые формы урока.
-Эпиграф по теме, загадки, стихотворения, народные приметы, отрывки из произведений служат отличными мотиваторами.
-Создаю на уроке ситуации занимательности и удивления (привожу интересные примеры, показываю грандиозность цифр, необычность факта). Удивление - мощный стимул познания. Удивляясь, ученик как бы стремится заглянуть вперёд, он находится в ожидания чего-то нового, интересного и непознанного. Но надо всегда помнить, что занимательность – это не развлекательность. Использовать занимательность необходимо, чтобы привлечь учащихся к учёбе, а не отвлекать их от неё.
-Интегрирую знания по географии, биологии и экологии, что всегда интересно для обучающихся.
-Создаю проблемные ситуации или познавательный конфликт (отрицание предложенного учениками решения, проблемный вопрос, дискуссия).
-Использую «логические мостики» от ранее изученной темы к новому материалу.
-Предлагаю обучающимся опережающие творческие работы в разном формате. Например, обучающиеся выполняют задание по разработке дидактических материалов, которые затем я использую в своей работе (макеты вулкана, внутреннего строения Земли, ребусы, кроссворды, интерактивные игры и т.д.).
-Профориентация: знакомлю с профессиями, связанными с географическими знаниями, а в 8 классе учащиеся выполняют проект «География в профессиях».
-Организую групповую и парную работу обучающихся в процессе изучения нового материала и при проверке знаний и умений.
-Применяю интересные и нестандартные формы контроля (контурная карта, перфокарта, взаимопроверка, самопроверка, компьютерный тест, графический тест, игры, разные типы головоломок).
-Если у обучающегося познавательный интерес является глубоким по отношению к другому предмету, то для его мотивации создаю ситуации, разрешение которых требует знаний из интересующей его области.
-Ставлю отметку за урок ученику не за отдельный ответ, а за несколько на разных этапах урока - приём «Накопительная оценка».
-Использую информационные технологии на разных этапах урока, применяю элементы педагогических технологий деятельностного типа и разнообразные приёмы подачи материала и проверки знаний.
-«Автор»: обучающийся должен представить себя в роли автора учебника географии и объяснить одноклассникам необходимость изучения новой темы урока.
-«Практика»: ученикам предлагаю назвать несколько примеров применения в жизни знаний, умений и навыков по теме урока.
-«Профи»: школьникам предлагается объяснить, как новые знания по теме урока пригодятся в их будущей профессии.
-«Кредит доверия»: иногда ставлю ученику отметку, чуть завысив её, что даёт ему шанс поверить в свои силы и проявить себя в дальнейшем с положительной стороны.
-«Дозированная помощь»: учащимся «группы риска» выдаю карточки с алгоритмами действий.
-Акция «Получи пять пятерок подряд, шестая пятерка – в подарок!».
-«Отсроченная отгадка»: в начале урока обучающимся предлагается загадка, отгадка к которой станет известна им при работе над новым материалом.
-«Оратор»: за 1 минуту ученику необходимо убедить своих одноклассников в том, что изучение данной темы ему пригодится в жизни.
-«Сам себе учитель»: делегирую часть своих полномочий ученикам, позволяю им проводить фрагменты урока или урок полностью.
-«Верно - неверно»: ученикам предлагается несколько утверждений по ещё неизученной теме. Они выбирают верные на их взгляд утверждения, полагаясь на собственный опыт или, просто угадывая. В любом случае обучающиеся настраиваются на изучение темы. На этапе рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие утверждения были верными, а какие – нет.
-«Свои примеры»: обучающиеся подбирают свои примеры к новому материалу, используя дополнительные источники информации.
-«Повторение с одновременным контролем»: учащиеся составляют вопросы к изученному материалу в разном формате. После этого одни ученики задают свои вопросы, а другие на них отвечают.
-«Мозговой штурм»: проводится с целью получения за короткий промежуток времени как можно больше ответов, идей, гипотез.
-«Синквейн»: приём даёт возможность проверить усвоение главных аспектов изученного материала и творчески переработать ключевые понятия темы.
-«Образовательная стратегия»: ученики, которые выполнили контрольную/самостоятельную работу на «5», делятся своим опытом, как они готовились к работе. Цель - поделиться с одноклассниками успешными образовательными стратегиями.
-«Нестандартный вход в урок»: нетрадиционное начало урока, каждый урок желательно начинать по-новому.
-«Проблемная ситуация»: предлагаю задания, в которых учащиеся осознают цель, но не знают способов её достижения. Они оказывается в положении исследователя, выдвигают собственные суждения, догадки, творчески подходят к познавательной деятельности.
-«Восстанови цепочку»: суть приёма состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов в логическом порядке.
-«Воображаемое путешествие»: школьники получают задание описать своё воображаемое путешествие по той или иной местности (например, экспедицию по природной зоне, климатической области и т.д.).
-«Правда-ложь»: например, ученикам 8и класса на открытом уроке было предложено 5 утверждений по теме домашнего задания (по вариантам). Если ученики согласны с утверждением, то ставили цифру «5», а если нет, то цифру «2». Ответ записывается в виде цифрового ряда. Я составила утверждения для обоих вариантов все верные, т.е. ответ должен был получиться у всего класса 55555. Обучающимся понравился такой способ проверки знаний.
-«Реставратор»: необходимо приготовить «дырявый текст», т.е. с пропусками слов (цифр). Ученик должен реставрировать текст, т.е. вставить слова, подходящие по смыслу. Задаю в качестве домашнего задания ученикам создать «дырявый» текст. А на уроке учащиеся обмениваются заготовленными текстами и восстанавливают его. Затем реставрированный текст обратно возвращается к хозяину, и он проверяет правильность заполнения пробелов в тексте.
-«Ты – мне, я - тебе». Обучающиеся готовят вопросы по домашнему заданию. Первый ученик бросает мяч любому из одноклассников и одновременно задаёт ему вопрос. Второй ученик даёт ответ и мяч летит к следующему ученику, которому он задаёт свой вопрос и т.д. Учитель оценивает нестандартность и качество задаваемых вопросов, а также правильные ответы.
-Во время урока в кабинете должна царить атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями учеников на уроке.
-Ситуация успеха – самый мощный стимул познавательной деятельности, так как удовлетворяет потребность каждого ученика в самоуважении и повышении престижа. Создаю ситуацию успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, имеющих разный уровень обученности и мотивации.
В авторской презентации «Нестандартные приёмы» представлены дополнительные методические приёмы для повышения мотивации обучающихся на разных этапах урока географии https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/domashnee_zadanie_i_nestandartnie_priyomi_proverki_z_090601.html
Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. В авторском педагогическом проекте о развитии познавательного интереса содержится информация о его виды, уровни, особенностях, этапах развития, факторах, влияющих на его формирование и т.д. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/pedagogicheskij_proekt_razvitie_poznavatelnogo_in_063058.html
Считаю, что мотивация является стартовой площадкой для любой деятельности. Я убеждена, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы и приёмы работы.
Вопрос о мотивации учения есть
вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин
Приложение к статье №1
Примеры использования технологий деятельностного типа для развития мотивации и познавательного интереса у обучающихся на уроках географии и во внеурочное время
Тема урока | Класс | Активные и интерактивные методы и приёмы | Ссылки на авторские ресурсы |
Факторы, определяющие климат России | 8 | QR-коды, проблемные вопросы, обучение в сотрудничестве со сменой состава групп, физкультминутка, приём «звукорежиссёр», «лестница успеха», разноуровневое домашнее задание, творческие работы на выбор по желанию | https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/faktori_opredelyayushie_klimat_rossii_123324.html |
Характеристики реки | 8 | Игра (географическое домино с QR-кодом), загадка, работа в парах, проблемные задание, проектная задача, физкультминутка, рефлексия, разноуровневое домашнее задание, творческие работы на выбор по желанию | https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_harakteristik_093031.html |
Экономико-географическое положение России | 9 | Музыкальный рэп-урок, работа в группах со сменным составом, проблемные вопросы, анализ статистической, графической и картографической информации по разным видам географического положения России, физкультминутка, рефлексивный приём «пять пальцев», разноуровневое домашнее задание, творческие работы на выбор по желанию | https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_ekonomikoi_p_093247.html |
Природные ресурсы России | 9 | Разноуровневые вопросы в процессе проверки домашнего задания, облако слов, дискуссия, обучение в сотрудничестве, физкультминутка, рефлексивный приём «три М», разноуровневое домашнее задание, по желанию творческое задание на выбор | https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prirodnie_resursi_rossii_065100.html |
Приложение к статье №2
Фотоотчёт об использовании приёмов и способов мотивации на уроках географии
1.Проверка знаний в формате игры «Геодомино» по теме «Характеристики реки» 8 класс.
2.Приём «Звукорежиссёр». Примеры кадров (слайдов) для озвучки учащимися по теме «Климат России» 8 класс.
3.Проверка знаний с помощью компьютера (компьютерное тестирование).
4.Проверка знаний и умений в игровой деятельности. Примеры интерактивных игр 8-11 классы
5.Приём «Верно-неверно». Примеры ответов по домашнему заданию учащихся 8и класса. Осуществлялась самопроверка.
6.Работа в группах/парах.
7.Приём «Сам себе учитель». Делегирую часть своих полномочий ученикам. Доверяю проводить уроки обобщающего повторения в игровой форме учащимся, а также они периодически проводят проверку домашнего задания в занимательной форме (кроссворд, ребусы, игра).
8.Приём «Шпаргалка». Пример шпаргалки, изготовленной восьмиклассницей.
9.Проверка знаний через решение интерактивного кроссворда.
10.Презентация проекта «География в профессиях».
11.Защита проекта на городской научно-практической конференции учениками 9А класса (Флёров В. и Мак А.).
12.Пример учебного проекта для одиннадцатиклассников «Вклад географов в Великую Победу».
13.Организация дискуссии. Пример вопросов для дискуссии по теме «Природные ресурсы России» и тематические блоки для изучения нового материала в групповой форме.
Источники информации
https://psyera.ru/formirovanie-i-izuchenie-uchebnoy-motivacii_9650.htm
https://www.nekrasovspb.ru/doc/centrppspou_Prezent_13.pdf - цитаты (Т.Д. Дубовицкая, П.Я. Гальперин)
https://poznayka.org/s24972t2.html - цитата (Мясищев В.Н.)
http://schoolnano.ru/node/9379 - результаты исследования Р. Карникау и Ф. Макэлроу
https://subochi.schools.by/pages/metod
Фотографии из личного архива
Уникальность работы 72,55%. Но первая ссылка на совпадение (20%) - это мой педагогический проект по познавательному интересу. Поэтому уникальность статьи - более 90%.
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Колышкина Елена Владимировна
Аладышева Татьяна Петровна
Колышкина Елена Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Колышкина Елена Владимировна
Колышкина Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Ильина Оксана Геннадьевна
Колышкина Елена Владимировна
Фалина Ирина Валериевна
Колышкина Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна