12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31716
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Приемы организации мотивационного этапа урока физики.

                       «Источник детского желания учиться - в напряжении умственных

усилий, радостях победы». В. А. Сухомлинский

Далекие восьмидесятые… Незабываемые студенческие годы! От сессии до сессии живут студенты весело, но... Готовлюсь к зачету, в руках журнал «Физика в школе», одно слово привлекает особое внимание - «мотивация». Какое – то необычное, новое для меня, хотя вопрос изучения вполне стандартный «Развивать у учеников интерес к знаниям и учению». Перечитываю статью, чтобы понять и принять решение надо ли мне это? Понравилось! Надо. Спустя несколько лет попыталась глубже рассмотреть данную проблему, тем более появился опыт педагогической деятельности. Сформулировала тему самообразования, изучила приличное количество статей и книг разных авторов, написала реферат по данной теме. И вот уже много лет собираю, запоминаю, придумываю «изюминки» или другими словами - приемы мотивации. «Копилка» большая, тем более новые стандарты требуют обязательного присутствия мотивационного этапа в структуре урока. Вот такая небольшая «экскурсия» в прошлое, чтобы вы, уважаемые читатели, поняли, как давно я занимаюсь этим вопросом, как важен он для меня и моих учеников. Я не буду рассматривать детально, что такое мотив, мотивация, мотивационная сфера. Это серьезный и очень объемный материал. Возьму более узкую тему: «Приемы организации мотивационного этапа урока физики».

Методы и средства, побуждающие учащихся к активному освоению учебного материала, и продуктивной познавательной деятельности называется мотивацией. Мотивационный этап – это «ключик» к уроку, точнее даже к результату урока, а впоследствии и к сердцам детей. Правильно организованный мотивационный этап снимает чувство робости, расковывает инициативу ученика, воспитывает уверенность в своих возможностях, что помогает реально управлять процессом учебной деятельности и поддерживать познавательный интерес.

Физика «щедрый» предмет и предлагает много удивительного и занимательного. Для удобства все приемы я разделила на четыре группы: «Интрига», «Мысль в подарок», «Гимнастика для ума», «Универсальные». Что относится к каждой группе, вы можете увидеть в таблице №1. Статья содержит ссылки на авторские разработки, в которых более подробно показано использование различных приемов мотивации.

Таблица №1

Название приема

Пример

Ссылка

1.


«Интрига»

Найди ошибку

Задача – рисунок

Занимательный вопрос

Занимательный опыт

Ситуационная задача

Отрывок из художественной литературы

Анекдот

https://урок.рф/library/%C2%ABumeet_uchit_tot_kto_uchit_interesno%C2%BB_151844.html 

https://урок.рф/library/zadachi_hudozhnika_081839.html

2.

«Мысль в подарок»

Высказывания великих людей

Пословицы и поговорки

Крылатые выражения

Притчи

https://урок.рф/library/pritchi_na_urokah_fiziki_171340.html

3.

«Гимнастика для ума»

Перевертыши

Буквы в чехарду играли

Пиктограмма

Ребус

Загадка

Кроссворд

Кроссенс

«Яркое пятно»

https://урок.рф/library/piktogramma_zagadochnoe_pismo_014735.html

https://урок.рф/library/golovolomka_po_fizike_071840.html

https://урок.рф/library/golovolomka_krossens_po_fizike_121346.html

https://урок.рф/library/golovolomka_bukvi_v_chehardu_igrali_080847.html

https://урок.рф/library/master_klass_kopilka_priemov_141430.html

4.

«Универсальные»

Мотивационные игры-минутки

Психологические минутки

Эмоциональная зарядка



Рассмотрим некоторые из приемов организации мотивационного этапа. Самым зрелищным, на мой взгляд, является демонстрационный эксперимент. Если я начинаю занятие с занимательного опыта, то успех гарантирован. Ученики любят наблюдать за экспериментом или проводить его самостоятельно. Эффектный опыт вызывает не только удивление, но и непонимание, почему так происходит. А ощущение недостатка информации мотивирует на ее поиск. В этом и заключается основная цель этапа мотивации. Хочу напомнить, что опыт должен быть безопасен для учеников и учителя, заранее приготовлен и проверен. Время на его проведение ограничено, затягивать процесс нельзя, иначе внимание детей будет потеряно. И самое главное, не старайтесь показывать опыты на каждом уроке, в этом нет смысла, да и не всегда есть возможность. Чередуйте приемы организации мотивационного этапа, и тогда интерес к вашему предмету обеспечен. В таблице №2 вы можете познакомиться с некоторыми занимательными опытами.

Таблица№2

7 класс


Давление твердых тел


t1629109927aa.jpg


Почему лампочка остается целой, когда мы на нее встаем ногой? Предварительно лампочку помещаем в банку.

7 класс

Атмосферное давление


t1629109927ab.jpg

Накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем. Почему вода не выливается?

11класс Правило Ленца



t1629109927ac.jpg


В момент замыкания сердечника накал лампочки уменьшался, а затем становился прежним, в момент размыкания – значительно возрастал, а после лампочка горела обычным накалом. Почему изменяется яркость лампы?

https://урок.рф/library/listaya_starie_zhurnali_103900.html

Группа приемов «Мысль в подарок» содержит умные, полезные высказывания и притчи. Я люблю использовать их на уроке, ведь мудрые мысли имеют мощный воспитательный потенциал. Было бы неплохо периодически возвращаться к ним через какое-то время и повторять. Так решение физических задач вызывает у большинства школьников негативное отношение, потому что трудно. В этой ситуации я объясняю им, что если смотреть на то, как быстро и красиво плавает олимпийский чемпион, то так же плавать они не будут, сколько бы ни смотрели. Для того чтобы научиться чему – то, надо самому начать это делать. Далее предлагаю ученикам обсудить замечательные слова математика Д. Пойа «Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения».

А предложение рассказать на уроке анекдот вызывает у ребят удивление и даже шок, но зато максимальное внимание обеспечено. Например, вот такую смешную историю я использую для создания проблемной ситуации в начале урока по теме «Механическое движение. Система отсчета».

Встречаются два рыбака. Один другому радостно говорит:

-Я поймал вот такую рыбу! (Разводит руки и показывает размер рыбы)

-Где?

-Вон там!

-Ты хоть место отметил?

-Конечно! Видишь, зазубрину на лодке поставил.

Вопрос. Смогут ли рыбаки найти это место? Если нет, то почему?

Как и многие учителя, я в своей работе успешно применяю различного вида головоломки. Такой прием получил название «Гимнастика для ума». Красочные и достаточно легко выполнимые задания вызывают у детей интерес и активизируют мыслительный процесс. Единственный недостаток в том, что ребусы, пиктограммы, загадки, кроссенсы, кроссворды можно использовать только один раз и только на уроке по определенной теме, отгадал и все.

«Универсальные» приемы организации мотивационного этапа можно использовать на любом уроке, по любому предмету. Я называю их «выручалочки».

Эмоциональная зарядка.

а) Прием «Посмотри в окно».

Посмотрите в окно! Посмотрите внимательно! Как ярко светит солнце, задорно чирикают воробьи, на деревьях пробиваются зеленые листочки. На улице потеплело, а впереди нас ждут веселые каникулы (выходные, праздничные дни). Осталось … дней и одна тема… Я думаю, мы с ней быстро разберемся, при такой погоде!

В следующем примере можно выйти на проблемный вопрос по конкретной теме («Свободное падение тел») или завершить разговор как в первой ситуации о предстоящем отдыхе. Тем более перспектива выходных очень позитивно влияет на детей, вызывая бодрость и веселье.

Посмотрите в окно! Посмотрите внимательно! Какой чудесный день! Сегодня на улице тепло и солнечно. Я шла в школу и любовалась осенними красками. С деревьев слетали желтые листья и падали мне под ноги. Один из них я принесла для вас. Посмотрите, какой он красивый! Лист падает из моих рук на пол, а я читаю стихотворение.

Лист оторвался от берёзы -

Полёту и свободе рад!

И мир поэзии – не прозы

Теперь его духовный клад.

Достиг свободного паденья,

Он независим без сомненья!

От счастья лист слегка забылся

И на земле вдруг очутился…

А потом задаю вопросы и плавно перехожу к изучению нового материала.

1) Почему лист упал на землю? (Действует сила тяжести.)

2) В чем причина такого движения? (Земля притягивает к себе все тела).

3) Как автор стихотворения назвал этот вид механического движения? (Свободное падение).

https://урок.рф/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_svobodnoe_padenie_tel_130221.html

Психологические минутки

а) Предложите своим ученикам пройти небольшой тест. Он вызывает у детей интерес, активизирует и настраивает на дальнейшую работу.

Мини-тест.

Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. На уроках мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте заглянем «в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?

1. Поднимите руки вверх, потянитесь.

2. Переплетите пальцы рук.

3. Посмотрите большой палец, какой руки левой или правой оказался у вас вверху? Результат запишите «Л» или «П»

4. Скрестите руки на груди. («Поза Наполеона») Какая рука сверху?

5. Поаплодируйте. Какая рука сверху?

Подведем итоги. Результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности. Результат «ППП» - типу мыслителя. Какой же тип преобладает у нашего класса? Несколько «художников», несколько «мыслителей». А большинство ребят – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление. А теперь опять переходим к познанию внешнего мира.[1]

б) Страх допустить ошибку может привести к потере интереса, снизить мотивацию ученика, замедлить процесс обучения. Поэтому свою задачу я вижу в том, чтобы объяснить детям, что ошибок бояться не надо, их надо обдумывать, понимать и исправлять. А для этого надо приложить усилия, проявить трудолюбие и терпение. И тогда они обязательно добьются лучшего результата.

Беседа «Ошибка — это повод учиться!»

В одном журнале мне встретились слова, которые очень понравились.

«Дорога к знанию?

Ну что ж, её легко понять.

Ответить можно сразу: вы ошибаетесь,

И ошибаетесь, и ошибаетесь опять, но

Меньше, меньше, меньше с каждым разом».

При изучении сложного материала или решении задач часто возникают трудности, но боятся их, не следует. И не надо бояться задавать вопросы - себе, друзьям, взрослым. Именно с этого начинается познание. Шаг за шагом мы пройдем этот путь.

https://урок.рф/library/reshenie_zadach_po_teme_%C2%ABrabota_i_moshnost%C2%BB__7_klass_054443.html

в) Мини - дискуссия

Интересные предложения придумали студенты Гарварда для собственной мотивации. С их помощью можно организовать мини - дискуссию. Каждое предложение может быть использовано отдельно, на определенном уроке. Такой прием будет понятен учащимся старших классов. Например, мне нравиться мотивационное высказывание «Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта. Если же вместо сна ты выберешь учебу, то ты воплотишь свою мечту в жизнь». Можно продолжить разговор с учениками о важности и значении образования, об их планах на будущее. [2]

Мотивационные игры-минутки.

а) Игра «Нам это надо!» для учащихся младших классов и среднего звена.

Правила: я бросаю мяч, а ученики называют качества, которые

1) помогают в учёбе …

2) пригодятся для успешной работы на уроке…

б) Игра «Портфель» похожа на предыдущую игру, только вместо мячика на магнитную доску прикреплены две картинки - корзина и портфель. На столе карточки с разными словами. Например, спать, кричать, отвечать, внимание, старание и так далее. Что мы возьмем? Что сегодня нам понадобиться на уроке, а что выбросим в корзину? Почему?

в) Игра «Прогноз» - эта мотивация перед выполнением контрольной или самостоятельной работы. Делаю прогноз оценок. Сколько я жду от ребят класса пятерок и двоек. Ученики тоже делают свой прогноз. Записываю числа на доске и оставляю до следующего урока, чтобы проверить наши предположения и узнать, кто был близок к истине.

г) Игра «Словарная работа».

Я называю существительное, а ученики должны подобрать к этому слову прилагательное и глагол. Например, труд – трудолюбивый – трудится; интерес – интересный – интересоваться и так далее. Другой вариант. Я называю слово, а ученики противоположное к нему. Например, ленивый – трудолюбивый, скучный – веселый и тому подобное.

Подведем итоги. Не стоит пренебрегать этапом мотивации. Запланируйте 2-3 минуты, чтобы заинтересовать, активизировать, и сконцентрировать внимание детей. Попытайтесь убедить, что изучаемый материал будет им полезен и необходим. Тогда все остальные задачи урока будут успешно решены. Помните, что приемы мотивации должны быть не только эффектными, но и уместными и плавно переводить учеников на следующий этап урока. Многое зависит от мастерства учителя, его эмоциональности, артистизма, просто от настроения. Иногда монотонный голос, безразличное и равнодушное выражение лица не позволяют получить желаемый результат. В итоге нет обратной связи и настроя на дальнейшую работу. Поэтому надо так построить разговор с учениками, так виртуозно «сыграть» этот маленький этап урока, с очень большими перспективами, чтобы дети потом сказали вам «Спасибо»!


Источники.

https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/08/25/otkrytyy-urok-po-teme-elektricheskie-yavleniya-8-klass

https://interesnoznat.com/vdoxnovenie/15-filosofskix-vyskazyvanij-dlya-motivacii-studentov-garvarda.html

В статье использованы фотографии автора.

Результаты проверки на плагиат.

t1629109927ad.png

t1629109927ae.png

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (31)

сменить сортировку
Ивлиева Наталия Алексеевна, 16.08.21 в 14:40 3Ответить Пожаловаться
Маргарита Владимировна, спасибо за интересную статью!
Забелина Маргарита Владимировна, 16.08.21 в 16:16 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталия Алексеевна, за отзыв!
Гармс Людмила Павловна, 16.08.21 в 20:06 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Маргарита Владимировна! С большим удовольствием познакомилась с материалом статьи, нашла новое для себя.
Забелина Маргарита Владимировна, 17.08.21 в 06:47 3Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Людмила Павловна, за интерес и внимание к моей работе! Мне очень приятно.
Фалина Ирина Валериевна, 16.08.21 в 21:28 3Ответить Пожаловаться
Cпасибо, Маргарита Владимировна. С большим интересом ознакомилась с вашим опытом. Чувствуется, что вы постоянно в своей работе используете приемы мотивации. Некоторые моменты взяла себе на заметку. Желаю Вам дальнейшего успеха!
Забелина Маргарита Владимировна, 17.08.21 в 06:49 3Ответить Пожаловаться
Благодарю, Ирина Валериевна, за Ваш отзыв и добрые пожелания!

Отредактировано 17-08-2021 10:23

Клименко Алла Евгеньевна, 17.08.21 в 02:10 3Ответить Пожаловаться
Маргарита Владимировна, браво!!!
Забелина Маргарита Владимировна, 17.08.21 в 06:53 3Ответить Пожаловаться
Благодарю, Алла Евгеньевна, за высокую оценку моего труда!!!
Белянина Светлана Николаевна, 17.08.21 в 05:15 4Ответить Пожаловаться
Маргарита Владимировна, большое спасибо за ваш опыт по данной теме. Отличная статья, замечательный материал. Хотя у меня уже большой опыт работы, но и я многое взяла для работы. Уверена, что Ваш опыт будет востребован многими педагогами.
Забелина Маргарита Владимировна, 17.08.21 в 07:05 4Ответить Пожаловаться
Светлана Николаевна, огромное спасибо! Мне было приятно читать Ваш отзыв. Я рада, что моя работа Вам понравилась.
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.