Дополнительная программа естественнонаучной направленности «Неизвестное об известном» (9–15 лет)
муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Оричевский районный Дом детского творчества
Кировской области
Принята методическим советом УТВЕРЖДАЮ:
МКУ ДО Оричевского Дома директор МКУ ДО Оричевского творчества Дома творчества
«12» мая 2022 г. ______________ Т.Ю. Соколова
Протокол № 5 «13» мая 2023 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Неизвестное об известном»
Возраст обучающихся: 9–15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор – составитель программы
Панагушина Елена Аркадьевна
методист дополнительного образования
пгт. Оричи 2023 г.
Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная.
Уровень сложности программы: ознакомительный.
Актуальность программы
В настоящее время применение технических средств обучения на основе цифровых технологий приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что к началу XXI века человечество расширило способы познавательной деятельности, накопило огромный запас научной информации во всех областях знаний и сфера дополнительного образования детей не может это не учитывать. Как было сказано на открытии Международной конференции в области новых образовательных технологий EdGrunch, проходившей в 2018 году в Москве, «сегодня… мир столкнулся с феноменом, когда образовательный уровень каждого последующего поколения выше предыдущего, и общество диктует новые требования к компетенциям людей и скорости получения знаний. Времена изменились ˗ наше представление о подходах к образованию должно измениться вместе с ними».
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Неизвестное об известном» позволит стимулировать обучающихся к использованию современных технологий. Программа, наряду с теоретическим материалом, также включает видео материалы, презентации, викторины, тестовые задания.
Новизна программы
Ключевым моментом занятий по программе становится деятельность самих обучающихся, когда они получают новую информацию, наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование современных информационных технологий на занятиях.
Педагогическая целесообразность программы. Метапредметная ориентированность программы «Неизвестное об известном» открывает перспективы для интеграции общего и дополнительного образования. Программа дополняет знания обучающихся по предметам, которые они изучают в школе (естествознание, биология, экология, география, астрономия, краеведение) и дает возможность освоить новые способы изучения окружающего мира с помощью современных технологий.
Адресат программы: программа предназначена для обучающихся 9 – 15 лет.
Условия приема обучающихся: на обучение принимаются все желающие заниматься дети по заявлению родителей (законных представителей) для детей, младше 14 лет, по личному заявлению – для детей 14 лет и старше.
Структура программы
Год обучения | Кол-во часов в год | Режим занятий, периодичность и продолжительность |
1 год | 72 | Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа |
Форма реализации программы: дистанционно-заочная.
При реализации программы «Неизвестное об известном» проводятся теоретические и практические занятия. Основу составляют лекции, видео материалы и презентации, решение викторин, выполнение тестовых заданий, интерактивных упражнений.
Особенности организации образовательного процесса: объединение формируется в группу обучающихся разных возрастных категорий (разновозрастная группа), являющейся основным составом объединения, состав группы постоянный.
Цель программы: создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческого труда обучающихся через знакомство со способами познания окружающего мира с применением современных технологий.
Задачи программы:
Образовательные – развивать познавательный интерес к получению новой информации об окружающем мире; познакомить с правилами работы с интернет ресурсами, учить выполнять интерактивные упражнения, формировать умения работы с тестовыми заданиями.
Развивающие - развивать потребности в познании, мотивировать к получению новых знаний, формировать самостоятельность в выполнение заданий по теме.
Воспитательные - формировать общественную активность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения, навыки здорового образа жизни.
Планируемый результат
К концу освоения программы дети будут:
- знать правила работы с интернет ресурсами, правила тайминга;
- уметь использовать естественнонаучную и иную информацию, выполнять интерактивные упражнения, работать с тестовыми заданиями;
- самостоятельно находить необходимую информацию;
- уметь создавать проекты и публично презентовать их;
- уметь работать на ПК, пользоваться электронной почтой;
- уметь самостоятельно работать по плану занятия, контролируя свое рабочее время;
Новые функциональные грамотности: естественнонаучная, экологическая, историческая, медийная, физическая, медицинская и другие. Дети научатся использовать естественнонаучные, краеведческие знания в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы, делать выводы на основе полученных данных, формулировать ответ в понятной для всех форме, описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления и информацию.
Содержание программы
Учебный план
№ | Темы занятий | Часы | Форма аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение. Планета Земля | 12 | 3 | 9 | Тестирование |
2 | Животный мир | 12 | 3 | 9 | Тестирование |
3 | История развития цивилизации | 12 | 3 | 9 | Тестирование |
4 | Мир научных идей | 12 | 3 | 9 | Тестирование |
5 | Достижения человека и природы | 16 | 4 | 12 | Тестирование |
6 | Большие и малые города | 4 | 1 | 3 | Тестирование |
7 | Внеклассные мероприятия | 4 | 1 | 3 | Защита проектов |
Итого | 72 | 18 | 54 |
Содержание
№ | Тема (количество часов) | Содержание тем |
1 | Введение. Планета Земля 12 | Теория. Земля в космосе. Поверхность Земли. Как составить карту мира. Атмосфера Земли. Реки и дожди. Океаны и морское побережье. Кладовые Земли. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Путешествие по планете. В недрах земли. Практика. Викторины: Земля в космосе. Поверхность Земли. Как составить карту мира. Атмосфера Земли. Реки и дожди. Океаны и морское побережье. Кладовые Земли. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Путешествие по планете. В недрах земли. Формы аттестации: тесты «Все о Земле», «Моря и океаны», «Народы и местности», «Крупным планом», «Страны и континенты», «В небе и над ним», «Третий лишний», «Силуэты», «Правда ли что...» |
2 | Животный мир 12 | Теория. Животный мир. Семьи животных . Главное — выжить. Животный мир северных лесов . Животный мир тропических лесов. Животный мир городов . Ночная смена. Жизнь в океане. Жизнь на морском побережье. Жизнь без воды Жизнь на краю Земли. Животный мир саванн. Странные животные. Необыкновенные животные. Практика. Викторины- Животный мир. Семьи животных. Главное — выжить. Животный мир северных лесов . Животный мир тропических лесов. Животный мир городов . Ночная смена. Жизнь в океане. Жизнь на морском побережье. Жизнь без воды Жизнь на краю Земли. Животный мир саванн. Странные животные. Необыкновенные животные. Формы аттестации: тесты «Что вы об этом знаете?», «Силуэты», «Где это происходит?», «Повадки животных», «Крупным планом», «Где они живут?», «Правда ли, что.», «Какое это животное?», «Кто чем питается?», «Кто отличается от остальных?», Проекты. Необыкновенные животные. |
3 | История развития цивилизации 12 | Теория. Эпоха динозавров. Древний Египет. Древняя Греция. Древний Рим. Викинги. Крестовые походы. Средневековый замок. Изобретения и открытия. Дикий Запад. Поезда, автомобили и самолеты. Двадцатый век. Практика. Викторины. Эпоха динозавров. Древний Египет. Древняя Греция. Древний Рим. Викинги. Крестовые походы. Средневековый замок. Изобретения и открытия. Дикий Запад. Поезда, автомобили и самолеты. Двадцатый век. Формы аттестации: тесты «Знаменитые люди», «Одежда и мода», «Правда ли, что.», «Что было раньше?», «Крупным планом», «Где это находится?», «Хронология», «Что вы об этом знаете?», «Силуэты», «Что вы еще знаете?», Проекты по истории цивилизации. |
4 | Мир научных идей 12 | Теория. Из чего что сделано? Как построить дом? Какой бывает транспорт? Что такое экономика? Экономика и экология. Из чего состоят различные предметы? Сырье и материалы. Двигаясь, летая и плавая. На чем все работает. Электричество и магнетизм. Звук и музыка. Свет и цвет. Наука и технология. Космические исследования. Практика. Викторины. Из чего что сделано? Как построить дом? Какой бывает транспорт? Что такое экономика? Экономика и экология. Из чего состоят различные предметы? Сырье и материалы. Двигаясь, летая и плавая. На чем все работает. Электричество и магнетизм. Звук и музыка. Свет и цвет. Наука и технология. Космические исследования. Формы аттестации: тесты «Третий лишний», «Изобретения и открытия», «Выражаясь научно», «Вещества», «Крупным планом», «Животные и растения», «Верно или ошибка», «Силуэты», «Части тела», «Знаете ли вы?» |
5 | Достижения человека и природы 15 | Теория. Самые быстрые. Рекордсмены от природы. Поезда. Воздушные суда. Самые большие. Невероятные здания: громадные и знаменитые. Творения природы-горы. Самые тяжёлые. Тяжеловесы в космосе. Вдали от солнца. Грандиозные расстояния Миграции животных. Морские глубины. На высоте. «Птицы» высокого полёта. Старейшие. Продолжительность жизни. Численность. Осторожно горячо! Высокие температуры. Самые мощные. Мощнейшие машины. Сильнейшие. Самые прочные. Самые надёжные. Практика. Викторины Самые быстрые. Рекордсмены от природы. Поезда. Воздушные суда. Самые большие. Невероятные здания: громадные и знаменитые. Творения природы-горы. Самые тяжёлые. Тяжеловесы в космосе. Вдали от солнца. Грандиозные расстояния Миграции животных. Морские глубины. На высоте. «Птицы» высокого полёта. Старейшие. Продолжительность жизни. Численность. Осторожно горячо! Высокие температуры. Самые мощные. Мощнейшие машины. Сильнейшие. Самые прочные. Самые надёжные. Формы аттестации: тесты «Грандиозные расстояния», «Миграции животных», «Морские глубины», «На высоте», «Птицы» высокого полёта, «Старейшие», «Продолжительность жизни», «Численность», «Осторожно, горячо!», «Высокие температуры», «Самые мощные», « Сильнейшие». |
6 | Большие и малые города 4 | Теория. История создания «Золотого кольца России". Москва, Санкт-Петербург. Сергиев Посад. Переславль-Залесский. Ростов Великий. Города. Ярославль. Владимир. Кострома. Иваново. Суздаль. Города Серебряного кольца России": Великий Новгород. Старая Русса. Великие Луки. Порхов. Псков. Изборск. Печоры. Ивангород. Кингисепп. Выборг. Приозерск. Старая Ладога. Вологда. Тихвин. Практика. Виртуальные экскурсии. Города «Золотого кольца России". Города " Серебряного кольца России". Формы аттестации: тесты Города «Золотого кольца России". Города " Серебряного кольца России". |
7 | Внеклассные мероприятия | Участие в конференциях «Человек и природа», «Я познаю мир». |
Организационно – педагогические условия реализации программы
Педагогические условия реализации программы
Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Методы воспитания: убеждение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: лекция, видео-лекции, мозговой штурм, презентация, вебинар, видеоконференция, консультация.
Педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология дистанционного обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология развивающего обучения.
Алгоритм учебного занятия:
Лекция
Просмотр видеоматериалов
Просмотр презентации
Решение викторины
Выполнение упражнений
Тестирование
Формы и порядок аттестации обучающихся
Формы текущей и промежуточной аттестации: тестовые задания.
Периодичность аттестации: тестирование в конце каждого занятия, завершения изученной темы в соответствии с учебным планом программы.
Порядок аттестации: аттестацию проходит вся группа индивидуально по мере освоения образовательной программы.
Оценочные материалы
Результативность обучения определяется педагогическим наблюдением, уровнем выполнения тестовых заданий, самостоятельностью обучающихся при изучении программного материала. При оценке знаний и умений учитывается активность на занятиях и интерес к работе на каждом занятии.
Методы оценки и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, грамота, журнал посещаемости, результаты тестирования.
Методы и формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, защита творческой работы, создание презентаций, контрольное тестирование, научно-практическая конференция.
Методическое обеспечение программы
Методический материал
Правила пользования персональным компьютером
Инструкции по технике безопасности и охране труда
Тестовые задания
Алгоритм разработки проекта
Творческие задания
Мультимедийные презентации занятий
Планы занятий
Архивы объединения: видео и фотоархив работ прошлых лет, каталоги работ, работы выпускников, виртуальные выставки и т.д.
Алгоритм выполнения работ
Демонстрационный материал: видео материалы, видео и фото виртуальные выставки, презентации, фотографии.
Материально-технические обеспечение: кабинет, моноблок, ноутбук, планшеты, телевизор, интернет – соединение.
Информационное обеспечение реализации программы
Информационные ресурсы
Официальный сайт Дома творчества - http://ddt-orichi.ucoz.ru
Профессиональный сайт педагога – https://panagushina.ucoz.ru/
Канал YouTube https://www.youtube.com/channel/UCRa7sIZc5DcyO1um0GH7KIw
Урок РФ: https://урок.рф/user/144886
Платформа https://learningapps.org/user/аркадьевна
( создание игр, интерактивных упражнений, викторин и т.д.)
Группа ВКонтакте - https://vk.com/club199234743
( обратная связь с обучающимися)
Сферум-образовательная платформа- https://sferum-russia.ru/
(видео-конференции, проверка домашнего задания, и т.д.)
.Я Класс- https://www.yaklass.ru/SchoolClass
(платформа для дистанционного обучения)
Я телемост https://telemost.yandex.ru/
( проведение консультаций, видео конференций)
Электронная почта E-mail: ddt-orichi-dist-eko@yandex.ru
( проверка домашнего задания, консультации)
Интернет ресурсы
Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki
Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9
Природа мира
https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let
FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
Список литературы
Список литературы для педагога
Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.-АО «МДС», 2016.
Абросимова Н. А. География рыб. Учебное пособие для ВО, 2-е изд., испр. и доп. — М.: Лань, 2020. — 120 c.
Анучин Д. Н. Избранные географические работы / Д. Н. Анучин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 356 с.
Артемов, В. В. История Отечества. С древнейших времен до наших дней / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М.: Academia, 2020. - 360 c.
Безбородов, Александр Борисович Отечественная история новейшего времени. 1985-2008 / Безбородов Александр Борисович. - М.: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), 2017. - 232 c.
Беляев, Леонид Московская Русь: от Средневековья к Новому времени / Леонид Беляев. - М.: АСТ, Астрель, 2020. - 256 c.
Бычков, С. П. История России / С.П. Бычков, Ю.П. Дусь. - М.: Омский государственный университет, 2019. - 396 c.
Балоян Б. М. Геоурбанистика: учебник для академического бакалавриата / Б. М. Балоян, М. Л. Гитарский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 155 с.
Барсов Н. П. Очерки русской исторической географии. География начальной летописи / Н. П. Барсов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2013-2016 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Гордеева З. И. История географических открытий: учеб. пособие для вузов / З. И. Гордеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 145 с.
Григорьев А. А. География всемирного наследия: учеб. пособие для академического бакалавриата / А. А. Григорьев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.
Григорьев А. А. Удивительная география: учеб. пособие / А. А. Григорьев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 364 с.
Максаковский В. П. Историческая география мира. Учебное пособие. — М.: Ленанд, 2016. — 624 c.
Музафаров Е. Н. История и география биотехнологий. Учебное пособие. — М.: Лань, 2018. — 344 c.
Наумов В. Д. География почв. Почвы России. Учебник. — М.: Проспект, 2020. — 344 c.
Окунев И. Ю. Политическая география. Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2021. — 512 c.
Перцик Е. Н. История географии: учебник для академического бакалавриата / Е. Н. Перцик. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 249 с.
Пржевальский Н. М. Путешествия. От Кульджи за Тянь-Шань и на Лобнор. Из Зайсана через Хами в Тибет / Н. М. Пржевальский. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 511 с.
Список литературы для обучающихся
1.Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2020. – 448 с.: ил.
2.Вилинбахов, Г. В. Государственные символы России (+ 3 DVD-ROM) / Г.В.
3.Вилинбахов, Г. В. Государственные символы России (+ 3 DVD-ROM) / Г.В. Вилинбахов, Г.В. Калашников, А.Н. Шендрик. - М.: Гамма-Пресс, 2018. - 160 c.
4.История России с древнейших времен до начала XXI века. - М.: Дрофа, 2016. - 656 c
5.Смирнова М. С. Естествознание: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М. С. Смирнова, М. В. Нехлюдова, Т. М. Смирнова. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 332 с.
6.Солодовников А. Ю. Социально-экономическая география Африки: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Ю. Солодовников. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 201 с.
7.Соловьев, С. М. История России с древнейших времен. Книга 13 / С.М. Соловьев. - М.: Директ Медиа Паблишинг, 2020. - 544 c.
8.Шмакова Г. В. Краеведение: учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. В. Шмакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 116 с.
Календарный учебный график
Комплектование учебных групп в 2023 – 2024 учебном году осуществляется с 1 по 10 сентября 2022 г. Начало учебного года: с 15 сентября 2023 г. Окончание учебного года: 25 мая 2024 г.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Во время осенних, зимних и весенних школьных каникул работа осуществляется в полном объеме часов, может составляться временное расписание занятий с учетом желания детей и их родителей (законных представителей).
Продолжительность академического часа в группах обучающихся составляет 45 минут с перерывом между занятиями 10 минут.
Приложение
Электронная версия занятий
Анимированные (Gif) видео занятия
Видеоматериалы викторин (https://www.youtube.com/channel/UCRa7sIZc5DcyO1um0GH7KIw)
Глава 1. Животные | ||
№ | Тема занятия | Викторины ( Видеоматериалы YouTube) |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 | ||
15 | ||
16 | ||
17 | ||
18 | ||
19 | ||
20 | ||
21 | ||
22 | ||
23 | ||
Глава 2. География | ||
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 |