Использование инновационной модели «перевернутый класс» для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Тронева Любовь Фёдоровна
учитель информатики, физической культуры и преподаватель- организатор ОБЖ
МКОУ «Обильненская СОШ»
Сарпинский район с. Обильное
Республика Калмыкия
Устанавливаемые федеральным государственным образовательным стандартом требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, таким образом, что ученик на уроке становится активным участником учебной деятельности, а учитель - направляющим звеном. Другими словами, происходит перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей». Поэтому, для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. При этом нужно не только учитывать скорость и объем информационного потока «идущего» на школьника, но и быть нацеленными на развитие у ребят навыков самостоятельной работы, критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей. Из пассивного поглотителя знаний школьник должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя и разработчика, для которого любимое утверждение: «Я сам!». С каждым годом российское школьное образование обогащается новыми методиками и технологиями. В XXI веке мир образования наводнили новые интерактивные модели обучения, которые в достаточной мере отвечают актуальным ожиданиям и потребностям педагогов и обучащихся. Одной из таких новинок является «смешанное обучение». «Смешанное обучение» - это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. Одной из наиболее удачных моделей «смешанного обучения» является «перевернутый класс», где «перевернутым» становится сам процесс обучения. Другими словами, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было классной работой, осваивается учеником самостоятельно в домашних условиях, а то, что когда-то было домашним заданием, становится предметом рассмотрения в классе. Переход к модели «перевернутого класса» является переходом от главенства учителя к главенству ученика. В чём заключается идея «перевёрнутого обучения?» Ученики самостоятельно знакомятся с учебным материалом до начала урока, а затем используют полученную информацию для углубления знаний посредством дискуссий и практических занятий, проводимых при содействии педагога. При этом учащимся предоставляется возможность взять на себя большую ответственность за собственное обучение, поскольку занятия в классе больше сосредоточены на изучении, поиске смысла и применении уже полученных знаний. «Перевернутый класс» - это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала. Простое определение данной методике можно дать так: это форма смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обучение следующим образом: вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети - самостоятельно проходят теоретический материал, - а всё аудиторное время, когда преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»). На первый взгляд, идея, кажется, очень простой, но если сразу начать её применять без должной подготовки, то на первых порах можно наделать много ошибок и разочароваться в данной технологии. Для наглядности, в таблицах ниже приведены определения «перевёрнутого» обучения, в первой – простое и поверхностное, и сравнение с традиционным классом; во второй - более широкое.
Таблица 1 (простое определение «перевернутого класса»)
Класс | Что происходит в классе | Что происходит вне класса |
Традиционный | Лекции | Практика заданий и решение задач (самостоятельное изучение) |
«Перевёрнутый» | Практика заданий и решение задач | Видео-лекции (самостоятельное изучение) |
Таблица 2 (более широкое определение «перевёрнутого класса»)
Что происходит в классе | Что происходит вне класса |
Вопросы и ответы, групповая работа, работа над сложными вопросами | Видео-уроки, тесты и вопросы на первичное понимание материала (самостоятельное изучение) |
Таким образом, в процессе использования модели «перевернутого обучения» переворачивается: содержание учебного занятия и домашней самостоятельной работы; деятельность учителя (быть организатором и консультантом); деятельность и отношение обучающихся к учению (активное участие в образовательном процессе, ответственность за свои результаты).
Модель «перевернутого обучения» основана на следующих концептуальных идеях:
• активизация процесса учения, перенос акцентов с усвоения знаний на формирование универсальных компетенций;
• индивидуализация обучения;
• формирование чувства ответственности за свое образование;
• развитие умения учиться самостоятельно;
• использование качественной информации в сети Интернет, вовлеченность в групповую работу;
• возможность самому обучающемуся контролировать темп и время обучения.
Выполнять домашние задания сложнее, чем заниматься на уроках в школе. На уроках ученики слушают объяснения учителя, читают учебник, конспектируют материал и выполняют другие базовые задания для знакомства с новой темой. Во время выполнения домашних заданий приходится разбираться с нестандартными ситуациями, высказывать собственное мнение и самостоятельно находить ответы на непонятные вопросы. Из-за такого подхода домашние задания вызывают негатив и выполняются только формально. Со временем это приводит к тому, что ученики отдают приоритет личным делам и домашние задания перестают приносить пользу. «Перевернутый класс» или «перевернутое обучение» - это педагогическая методика, которая решает проблему бесполезных домашних заданий. Это достигается за счет того, что дома ученики самостоятельно знакомятся с новой темой, а всю сложную практическую часть переносят в класс. В итоге каждый ученик может в удобном темпе осваивать новый материал, уделять больше времени практики и использовать школу для получения обратной связи от преподавателя и одноклассников. То есть на смену бесполезной зубрежки приходит работа над пониманием материала.
Родоначальниками модели «перевернутого класса» считаются два учителя – Джонатан Бергман (Jonatha Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams), которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление. В традиционной модели учитель находится в центре внимания и на протяжении всего урока является основным источником информации. Он должен ответить на вопросы, подробно объяснить материал, организовывать групповую и индивидуальную работу, придумать прикладные задачи и контролировать возникающие дискуссии. В рамках выделенного времени всего не успеть, и обучение сводится к трем действиям: прочесть материал из учебника и выдать теоретический минимум; составить подробное домашнее задание и дать ученикам темы для углубленного изучения материала; организовать график контрольных работ и выставить оценки. В итоге ученики ходят в школу только для того, чтобы не получить плохую отметку и не огорчить родителей и как правило, личной заинтересованности в обучении у них нет. Теперь разберемся с моделью «перевернутого класса», где обучение ориентировано на ученика и время в классе используется для глубокого изучения программы. При таком подходе учащиеся вовлекаются в процесс, проявляют заинтересованность и приобретают множество полезных навыков. Это приводит к таким результатам:
обучающиеся приобретают навык самостоятельного обучения и поиска нужных данных. В будущем это помогает не привязываться к какой-то определенной специальности, не бояться сложностей и работать в той сфере, которая действительно нравится.
процесс обучения становится осмысленным, и ученики всегда знают, зачем они изучают конкретный предмет или тему. Это позволяет сосредоточиться на качественной информации, которой можно пользоваться в реальной жизни.
обучающиеся приобретают навык сотрудничества и могут совместными усилиями решать общие задачи.
Обучающиеся «перевернутых классов» перестают ориентироваться на оценки, получают свободное время и делают ставку на самообучение. Преимущества, которые даёт метод «перевёрнутого обучения»:
Во-первых, это универсальность: модель «перевернутого обучения» эффективна для всех учеников, от продвинутых в академическом плане до тех, кто имеет особые потребности. Учителя могут уделять больше внимания проблемным ученикам, в то же время, предоставляя более способным ребятам свободу для дальнейшей работы. «Перевернутое обучение» значительно увеличивает количество времени, которое педагог проводит с каждым учеником. Это даёт ребятам возможность задавать вопросы и обращаться за дополнительной помощью к педагогу в трудных ситуациях. Во-вторых, это индивидуальный темп обучения: поскольку модель «перевёрнутого обучения» предполагает «получение знаний» вне класса самостоятельно, то каждый ученик может управлять образовательным процессом в соответствии со своими личными способностями и «аппетитом». Это может быть особенно удобно для медлительных учеников — им больше не придётся «догонять» своих одноклассников, а значит, эти ребята смогут расслабиться и учиться в удобном для себя темпе. В-третьих, это углублённое изучение материала: одно из главных преимуществ «перевёрнутого метода» обучения состоит в том, что учащиеся могут самостоятельно углублённо изучать и лучше усваивать материал. Благодаря тому, что они более ответственно относятся к процессу обучения и чаще получают обратную связь, учащиеся получают более полное представление о том, что именно они изучают и для чего им это нужно. Кроме того, классы, в которых используется «перевернутое обучение», создают больше возможностей для взаимодействия с другими учащимися, что значительно укрепляет учебное сообщество. В-четвертых, воспитание чувства ответственности: после того, как учащиеся занимаются дома самостоятельно с цифровым контентом, они приходят в класс уже подготовленными, с идеями и вопросами. Это отличный способ вовлечь учеников в формирование классных занятий и тем самым воспитать в них чувство ответственности. К тому же, «перевёрнутое обучение» делает пропуски занятий менее проблематичными. Ранее ученикам, пропустившим уроки в классе, приходилось «догонять» пройденный материал. С «перевёрнутым обучением» в этом нет надобности, поскольку ребята изучают материал самостоятельно и индивидуально, за пределами класса. Наконец, обратная связь: «перевёрнутое обучение» расширяет возможности для обратной связи. Поскольку всё рабочее время посвящается практическим занятиям и критическому мышлению, учителям легче обнаруживать пробелы в знаниях и работать над их устранением в режиме реального времени.
В современной литературе и средствах массовой информации транслируется мысль о взаимопроникновении и взаимодействии «перевернутого обучения» и других инновационных видов обучения: «смешанного», «дистанционного», «электронного» и «интерактивного». Применение различных терминологий при использовании «перевернутого обучения» («перевернутый класс», «перевернутый урок», элемент смешанного обучения, разновидность дистанционного, заочного и электронного обучения, форма интерактивного обучения) отражает специфику организации образовательного процесса при данном виде обучения, что обусловлено сочетанием традиционного и инновационного подходов к подаче и усвоению учебного материала на разных уровнях образования. Подготовка педагога к конкретному «перевернутому уроку» предполагает:
методический анализ и выбор темы учебного занятия;
диагностику готовности и знаний обучающихся для самостоятельного изучения материала;
выбор и (или) разработку информационных ресурсов, которые будут предложены обучающимся для самостоятельного изучения, оценку их соответствия содержанию обучения и возрастным особенностям;
планирование учебного занятия: целеполагание, определение содержания деятельности на каждом этапе, определение критериев для оценивания образовательных результатов, определение содержания и средств итогового контроля.
Существенным этапом подготовки «перевернутого урока», является продумывание домашнего задания, которое нужно выполнить после просмотра и изучения рекомендованного образовательного ресурса: ответ на ключевой вопрос темы, формулировка вопросов, которые возникли в процессе самостоятельной работы с материалами, составление таблиц, схем, опорных конспектов, которые отражают основное содержание темы, и разработка критериев оценки выполненных домашних заданий. Самостоятельная работа обучающихся включает: изучение нового материала (презентация, видеолекция, текст в учебнике); выполнение заданий по инструкции (формулировка вопросов, составление схемы, совместное выполнение заданий, тесты на самопроверку).
Следует помнить, что изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов, системе образования, требуя от нее «шагать в ногу». Для ответа на этот вызов нужно четко понимать, каким требованиям должны соответствовать участники образовательного процесса – те, кто учит, и те, кто учится. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит множество требований, имеющих непосредственное отношение к обучению в рамках модели «перевернутого класса»: обучающиеся должны использовать в процессе обучения технологические инструменты, а также «персонализировать учебное пространство для углубления знаний»; обучающиеся должны понимать специфику обучения в цифровом мире и действовать только безопасными и законными методами; при изучении материала обучающийся должен мыслить критически; важно не только изучить существующие материалы, но и уметь самостоятельно «решать проблемы путем создания новых решений». Таким образом, переход к модели «перевернутого обучения» является переходом от главенства педагога к главенству ученика. Таким образом, становится возможным более тесное сотрудничество во время образовательного процесса. Учащиеся перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Модель «перевернутого обучения» позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, тем самым, давая ему: больше времени и возможности обучаться самостоятельно, стимул для дальнейшего творчества, направляя процесс обучения в русло практического применения полученных им в процессе самостоятельной работы знаний.
Список литературы:
1. Ищенко А. «Перевернутый класс» – инновационная модель обучения // Учительская газета. Независимое педагогическое издание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/876
2. Мирошникова Н. Н. «Перевернутый класс» – инновационная модель в обучении иностранным языкам в высшей школе / Н. Н. Мирошникова // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
3.https://rosuchebnik.ru/material/flipped-classroom/
4.https://4brain.ru/blog/inverted-classroom/
5.https://mega-talant.com/blog/chto-takoe-perevernutoe-obuchenie-i-s-chem-ego-edyat
7.https://infourok.ru/statya-innovacionnaya-model-obucheniya-perevyornutyj-klass-4235868.html
8.https://narobraz.ru/tovary-i-uslugi/plyusy-i-minusy-obrazovatelnoj-modeli-perevernutyj-klass.html
9.https://infourok.ru/metodika-raboti-perevernutiy-klass-3287957.html