Статья на тему "Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения на примере организации обучения в предпрофессиональных классах"
Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения на примере организации обучения в предпрофессиональных классах
Шведова Светлана Александровна
Старший методист
ГБОУ Школа № 1512 им. Алии Молдагуловой
г. Москва
shvedovasa@rambler.ru
Аннотация: Понятие мотивации занимает центральное место в психологии обучения и педагогике, так как именно оно определяет готовность и стремление учащихся к образовательной деятельности. В контексте обучения мотивация может быть охарактеризована как совокупность факторов, ориентирующих учащихся на усвоение знаний и навыков, а также на развитие личностных и профессиональных качеств. методов ее формирования и моделей внедрения в образовательный процесс. Рассматривая аспекты формирования мотивации и модели ее внедрения в образовательный процесс, мы можем не только понять, что движет учащимися, и как создать условия для их максимальной вовлеченности в обучение, но и разработать рекомендации для педагогов с целью повышения эффективности преподавания и развития у детей устойчивого интереса к получению знаний.
Ключевые слова: мотивация, предпрофессиональное обучение, проектная деятельность, модели мотивации, саморегуляция
В современном обществе, где информация становится все более доступной, а знания — основной ресурс для личностного и социального успеха, мотивация на обучение приобретает особую значимость. Она выступает ключевым элементом, определяющим не только качество усвоения учебного материала, но и длительность вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Высокая мотивация способствует не только улучшению успеваемости, но и формированию глубокого интереса к предметам, что, в свою очередь, увеличивает желание изучать новое, развиваться и применять полученные знания на практике. «Учебная мотивация представляет собой системный процесс, обеспечивающий побуждение, направление и регулирование учебной деятельности. Она состоит из системы разного рода мотивов, запускающих и направляющих учебную деятельность, из целей, стратегий самоконтроля, настойчивости, а также из особенностей представлений о средствах достижения целей и их доступности субъекту учения, регулирующих осуществление деятельности и реакции на неудачу» [2, стр. 9]
Мотивация в обучении может быть различной: от внутренней, когда учащиеся стремятся к освоению знаний ради самого процесса, до внешней, связанной с наградами и поощрением. Каждая из этих форм проявляется по-своему и имеет свои особенности, которые важно учитывать при разработке образовательных программ и стратегий. Однако просто наличие мотивации не всегда гарантирует успешность обучения. Важно также понимать, какие механизмы и модели способствуют ее формированию, какие педагогические подходы могут улучшить мотивационную атмосферу в классе и как мы - преподаватели можем эффективно влиять на стремление учащихся к обучению.
Существует множество классификаций мотивации, однако наиболее распространенной является ее деление на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация проявляется, когда индивид стремится учиться ради самого процесса, наслаждается изучаемым материалом и получает удовлетворение от достижения успеха. Например, учащийся, проявляющий живой интерес к предмету, стремится изучить его глубже, не ожидая внешних поощрений. Такой вид мотивации способствует развитию критического мышления, творческих способностей и способности к саморегуляции.
Внешняя мотивация, напротив, возникает благодаря внешним факторам, таким как оценки, похвала учителя, родительская поддержка или материальные награды. Люди, движимые внешней мотивацией, часто фокусируются на результатах, таких как высокий балл или награда за успехи, что может быть эффективно в краткосрочной перспективе. Однако полагание исключительно на внешние стимулы может привести к недостаточной устойчивости мотивации и ограничить стремление к самосовершенствованию.
В дополнение к этим двум основным видам мотивации существует ряд подкатегорий, таких как аффективная мотивация, социальная мотивация и когнитивная мотивация. Аффективная мотивация связана с эмоциональным восприятием учебной деятельности, когда ученики учатся, так как испытывают радость и удовлетворение от процесса. Социальная мотивация охватывает желание учащихся соответствовать ожиданиям окружающих, таких как друзья, семья или общество в целом. Когнитивная мотивация акцентирует внимание на желании понимать и осваивать новую информацию, что ведет к глубокой обработке знаний и умению применять их на практике.
В течение нескольких лет я являюсь куратором проектного офиса школы и отвечаю за развитие предпрофессиональных классов таких как, «Инженерный класс», «Медиакласс», «Педагогический класс». В этой статье хочу представить модели мотивации участников проектных классов, которые мы с коллегами применяем в образовательной практике.
Первая модель — это автономная поддержка мотивации, основанная на принципе самоопределения. В рамках этой модели мы предоставляем учащимся возможность выбора в учебном процессе, что способствует развитию их внутренней мотивации. Например, позволив учащимся самостоятельно выбирать темы для проектов или исследовательских работ, учитель стимулирует их интерес и желание углубляться в изучаемый материал. Кроме того, создание атмосферы поддержки и понимания, где учащиеся могут свободно выражать свои идеи и чувства, также играет важную роль.
Вторая модель — социальное взаимодействие и сотрудничество. В этой модели акцент ставится на важность социальных связей в образовательном процессе. Создание групповых проектов и заданий, в которых ученики должны работать вместе, способствует не только развитию навыков сотрудничества, но и повышает мотивацию за счет социализации. Например, в прошлом году команда нашего «Инженерного класса» работала над созданием прототипа принтера Брайля с голосовым управлением. С этим проектом ребята стали призёрами городской конфереции «Инженеры будущего». Обучающиеся чувствовали ответственность за общий результат, что стимулировало их вовлеченность и интерес к учебным задачам. Использование кооперативного обучения позволяет ученикам обмениваться знаниями и опытом, а также поддерживать друг друга, что служит дополнительным источником мотивации.
Третья модель — геймификация. Этот подход включает применение игровых элементов в учебном процессе, что помогает значительно повысить уровень заинтересованности учащихся. Внедрение баллов, значков, уровней и различных наград в систему обучения делает процесс более увлекательным и соревновательным. Например, в нашей школе установлена рейтинговая система учеников. В зависимости от активности и результативности обучающихся в мероприятиях проектных классов дети набирают баллы и занимают определённую позицию в рейтинге, которая позволяет им претендовать на освобождение от написания работы по промежуточной аттестации, дополнительные отметки и даже призы.
Четвертая модель — построение целей и самоэффективности. Важно помочь учащимся формулировать конкретные, измеримые и достижимые цели. Участие в создании плана своего обучения и определение этапов для достижения поставленных целей способствует развитию чувств самоэффективности и уверенности в себе. Это, в свою очередь, может значительно повысить внутреннюю мотивацию. В зависимости от целей и дефицитов каждого ученика проектного класса, такой план составляется совместно с классным руководителем на каждого ребёнка.
Пятая модель включает контекстуализацию обучения, что предполагает интеграцию учебного материала с реальной жизнью учеников. Связывая теорию с практическими задачами и ситуациями, которые имеют жизненное значение, учитель помогает учащимся увидеть значимость своего обучения. Например, использование проектов, которые решают реальные проблемы сообщества или связаны с интересами учеников, может повысить их заинтересованность и мотивацию. Кроме того, обучающиеся наших предпрофессиональных классов систематически выезжают на предприятия-партнеры отрасли и взаимодействуют с потенциальными работодателями, которые в свою очередь предлагают ребятам реальные кейсы.
В заключение, создание мотивационной среды в образовательном процессе требует от преподавателя не только уровня профессионализма, но и понимания важности эмоциональной и социально-психологической составляющей обучения. Эффективное взаимодействие между учителем и учениками, использование разнообразных подходов и создание атмосферы поддержки могут значительно повысить уровень вовлеченности и заинтересованности обучающихся. Именно через эти стратегии преподаватель может помочь своим ученикам достичь не только академических успехов, но и развить навыки, которые будут востребованы в дальнейшей жизни. В результате, работа по созданию мотивационной среды становится одной из важнейших задач современного образования, направленного на формирование активной и творческой личности.
Список литературы
Гордеева Т.О., Психология мотивации достижения, НПФ «Смысл», Москва, 2020
Гордеева Т.О., Мотивация школьников XXI века: практические советы. Методическое пособие, Благотворительный фонд «Вклад в будущее», Москва, 2022
Маршалл Марвин, Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться, Эксмо; Москва; 2014
Пинк Дэниель , Драйв: Что на самом деле нас мотивирует, Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», Москва, 2013
Ю-Кай Чоу , Геймифицируй это, Бомбора, Москва, 2021