Статья «Координация работы педагогов, учащихся и родителей с электронными технологиями образования через "Школьный навигатор "Инфотьютор"»
Харченко Светлана Семеновна,
учитель русского языка и литературы, Почетный работник общего образования РФ,
автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Георгия Константиновича Жукова»,
Краснодарский край, станица Динская.
Электронный адрес: sspallada@yandex.ru, тел.: 8(961) 582-76-63.
Координация работы педагогов, учащихся и родителей с электронными технологиями образования через "Школьный навигатор "Инфотьютор"
Аннотация.
В статье раскрывается суть инновационного проекта «Школьный навигатор "ИнфоТьютор"» как координатор работы педагогов, учащихся и родителей с электронными технологиями образования», краевой инновационной площадки, его цель и задачи, актуальность, способы координации работы участников образовательного процесса через образовательный сайт в условиях дистанционного обучения.
Образовательная среда в России за последнее время претерпела значительные изменения. Это обусловлено и большим ростом потока информации и способов ее получения, и процессами, происходящими в обществе.
Резкий полный переход от традиционных аудиторных занятий к дистанционному образованию произошел из-за угроз пандемии коронавируса (COVID 19). Школьное образование в новых условиях вынуждено было приспосабливаться к новым условиям и, к счастью, имеет инструменты, которые позволяют реализовать учебные программы в дистанционном режиме посредством электронных технологий образования (ЭТО).
Электронные образовательные технологии – это технологии обучения, основанные на использовании информационных технологий, интернет-ресурсов, различной вычислительной техники с целью оптимизации образовательного процесса.
Используется и термин «Информационно-образовательные ресурсы» (ИОР) – это совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих оптимально использовать новые информационные технологии в сфере образования, внедрять их во все виды и формы образовательной деятельности. [2]
Образовательные интернет-ресурсы могут применяться при подготовке обучающих конкретным учебным дисциплинам к сдаче экзаменов; при подготовке обучающих к поступлению в образовательные учреждения конкретного профиля; для углубленного изучения раздела или темы из учебной программы, либо вне учебного курса; для устранения пробелов в навыках, знаниях и умениях по конкретным учебным предметам обучающей программы; для изучения основного курса обучающей программы, для людей, которые не способны посещать образовательные учреждения; для дополнительного обучения по разнообразным предметам. [1]
Изучение теоретической и методической литературы показало, что применение интернет-ресурсов не является гарантом высокого качества образования, но играет роль «инструмента», который совместно с современными технологиями обучения должен повысить, персонифицировать и перестроить по-новому систему образования.[1]
Электронные технологии школьного образования включают в себя широкий спектр инструментов: учебные платформы, электронные учебники, видеоуроки, различные виды работ: онлайн-тесты, онлайн-диктанты, интерактивные задания и т. д., онлайн-олимпиады, информационно-справочные материалы, курсы, вебинары и много другое.
Активное использование ЭТО — новое направления работы в современной школе. Несомненно, после опыта временного полного внедрения так называемой «дистанционки» в работу школы, оно не уйдет в небытие. ЭТО стало неотъемлемой частью процесса обучения и освоения знаний, поэтому и был создан проект «Школьный навигатор "ИнфоТьютор"» как координатор работы педагогов, учащихся и родителей с электронными технологиями образования», который успешно работает, получив статус краевой инновационной площадки.
Актуальность задач «ИнфоТьютора» некоторым образом подтверждена словами главы нашего государства. В беседе с финалистами конкурса управленцев "Лидеры России" президент России Владимир Путин отметил, что в последние годы в России развивалась работа в области искусственного интеллекта и создания программ для онлайн-обучения: "Это, действительно, в высшей степени позитивно отразилось на образовательной сфере. Конечно, мы сейчас возвращаемся к нормальному режиму работы учебных заведений, но то самое лучшее, что было наработано в период пандемии, с нами останется и будет развиваться дальше". [4]
Тем не менее, выявляются проблемы, снижающие качество обучения в условиях «дистанционки». Кроме недостаточного технического оснащения всех сторон образовательного процесса, это следующие проблемы:
— незнание спектра веб-платформ для организации онлайн-обучения;
— сложность в выборе веб-сервиса для своих классов и предметов;
— неосведомленность педагогов, учеников и родителей о наличии сервисов, помогающих освоить темы образовательных программ самостоятельно, проверить свои знания;
— неумение регистрироваться на сайтах, работать с электронной почтой;
— трудности в работе с интерфейсом платформ;
— отсутствие навыков корректного общения в чатах и видео-сервисах с педагогами и сверстниками; хулиганство во время удаленных занятий;
— сложности в организации контроля знаний учащихся, проверке письменных работ, в первую очередь - текстовых (особенно у учителей русского языка и литературы) и т. д.
Наряду с очевидными вызовами и проблемами новый формат обучения предоставляет широкий спектр возможностей и перспектив для изменения и совершенствования образовательных систем, для которых критическая ситуация создает форсированные условия.
Каковы же плюсы использования ЭТО, предложенных «ИнфоТьютором», в процессе овладения учебными программами?
— Доступность обучения вне зависимости от места нахождения учителя и школьников.
— Обучение в индивидуальном темпе.
— Оптимальная организация подачи материалов внутри веб-сервисов.
— Разнообразие методов и приемов при ознакомлении с новым материалом, его закреплении, контроле и выполнении домашних заданий.
— Углубленное изучение информационно-коммуникативных технологий в образовательных целях.
— Формирование навыков самостоятельного поиска, анализа и обработки информации.
— Социальное равноправие, подразумевающее равный доступ к информации.
— Возможности творческой самореализации педагогов и учеников.
Процесс обучения становится более индивидуализированным, что происходит во многом внедрению идеи тьюторства — педагогического наставничества на основе принципа индивидуализации при сопровождении разработки и реализации индивидуальной образовательной программы.
В профессиональном стандарте педагога указаны три основные функции тьюторского сопровождения обучающихся:
1) Педагогическое сопровождение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
2) Организация образовательной среды для реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.
3) Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов. Школьный навигатор «ИнфоТьютор» позволяет координировать в школе тьюторскую деятельность с помощью дистанционного обучения. [3]
Применяться ЭТО из каталога школьного навигатора могут в нескольких случаях:
1. В повседневной работе как дополнение к традиционному формату обучения в стенах школы.
2. В экстренных ситуациях, требующих обязательной изоляции всех участников образовательного процесса, например, в условиях карантина.
3. При обучении детей, не имеющих возможности посещать школу по причине заболевания: дети с ОВЗ.
4. В любых образовательных ситуациях при разработке и реализации индивидуальных образовательных программ.
Проект «Школьный навигатор "ИнфоТьютор"» как координатор работы педагогов, учащихся и родителей с электронными технологиями образования» создан на основе анализа плюсов и минусов полученного опыта использования ИКТ-технологий педагогами-предметниками, школьниками и родителями и с учетом потребности в построении индивидуальной программы овладения знаниями. «Школьный навигатор "ИнфоТьютор"» как координатор работы педагогов, учащихся и родителей с электронными технологиями образования» полезен всем сторонам образовательного процесса: и педагогам, и учащимся, и родителям в плане ознакомления с возможностями Интернета для овладения учебными программами по всем предметам.
Проект призван решить одну из серьезных проблем современного образования с использованием информационных-технологий: недостаточный уровень информированности всех участников образовательного процесса — педагогов, школьников, родителей — о спектре электронных технологий образования, о правилах работы на разных площадках Интернета; сложность в ориентации в Сети при поиске нужного в конкретной учебной ситуации образовательного сервиса, низкий материальный уровень пользователей для работы на платных сервисах.
С проблемами в активном использовании ЭТО школы столкнулись сравнительно недавно — в марте 2020 года — в Интернете за это время появились материалы по навигации в области ЭТО. Таких материалов недостаточно, они предлагают разрозненный список ресурсов, часто не включающий в себя популярные среди педагогов и учеников, удобные и эффективные. Да и пользоваться данной информацией неудобно, так как она разбросана по всей Сети и пользователи вынуждены все время прибегать к помощи поисковых систем. Проблемно использование платных сервисов, от которых пользователи зачастую отказываются.
Для школы возникает потребность в ресурсе, где были бы собраны все бесплатные проверенные в работе образовательные сервисы, ведь зачастую и учителю, и школьнику, и родителю приходится сталкиваться с разными сервисами при выполнении заданий по различным предметам. Да и цели выполнения заданий могут быть разными: ознакомление с новым материалом, тренировочные упражнения, промежуточный и итоговый контроль. А это требует быстрого, комфортного доступа к определенным сайтам.
Сайт «Школьный навигатор «ИнфоТьютор» — это и есть эффективный координатор, маршрутизатор работы педагогов, учащихся и родителей с электронными технологиями образования, ведь он и знакомит пользователей с полезными веб-ресурсами, и учит ими пользоваться, и помогает сделать работу в Интернете более удобной, эффективной и безопасной.
Целью проекта стало повышение эффективности использования дистанционных форм обучения и преподавания в разных условиях организации образовательного процесса; повышение компетентности педагогов, школьников, родителей в области электронных технологий образования через работу сайта «Школьный навигатор «ИнфоТьютор»; организация построения индивидуальных образовательных маршрутов.
Задачи проекта:
— провести опрос среди педагогов школы о выборе дистанционных платформ, онлайн-сервисов в процессе обучения с использованием электронных технологий образования (ЭТО);
— создать единый электронный каталог ЭТО в форме образовательного сайта;
— создать программу дополнительного образования «Школа «Инфотьютор»;
— классифицировать ЭТО для удобного поиска и выбора;
— расположить на страницах Навигатора страницы по обучению работе с полезными сервисами, по безопасности работы в Интернете, дать рекомендации учащимся, родителям и педагогам по работе в дистанционном формате.
На данном этапе все задачи выполнены и педагоги могут использовать ресурс для своей работы в дистанционном режиме.
Проект рассчитан на использование ЭТО во время процесса обучения в традиционном очном формате; во время полного дистанционного обучения (например, во время карантина); в рамках работы «Центра дистанционного обучения» детей с ОВЗ, можно выделить такие группы целевой аудитории: педагоги 1-11 классов; педагоги ЦДО, преподающие детям-инвалидам; учащиеся 1-11 классов; учащиеся с ОВЗ; одаренные дети; родители учащихся всех групп. Особенно навигатор ценен для родителей учеников начальных классов и детей-инвалидов, когда ребенку просто необходима помощь взрослых для работы с ЭТО.
Как же проходит работа в рамках проекта? Сделан анализ используемых в школе образовательных веб-ресурсов, собран каталог ЭТО, создан сайт на хостинге «Джино» (http://инфотьютор.рф), реализовано продвижение проекта на школьном сайте и в школьных аккаунтах социальных сетей, обобщен опыт по работе в рамках проекта на школьном, муниципальном и краевом уровнях.
Навигатор собрал каталог сайтов в помощь учителю, который поможет осуществлять учебный процесс дистанционно. Кроме того, «Инфотьютор» предлагает дополнительную информацию, которая поможет наиболее эффективно воспользоваться онлайн-сервисами: о полезных программах, приемах, рекомендации по организации дистанционного обучения и т. д.
Навигатор предусматривает обратную связь в форме форума, где каждый пользователь может поделиться опытом использования ЭТО, предложить новые интересные веб-ресурсы.
Важно, что данный проект рассчитан на использование ЭТО в таких образовательных ситуациях:
— во время процесса обучения в традиционном очном формате;
— во время полного дистанционного обучения (например, во время карантина);
— в рамках работы «Центра дистанционного обучения» детей с ОВЗ.
О
сновной продукт проекта — сайт «Школьный навигатор "ИнфоТьютор". Тип сайта — образовательный комбинированный: сайт-каталог, информационный. Тип контента: текстовой, документы, изображения, ссылки, видеоматериалы.
В верхнем меню расположены кнопки «Главная страница» (Перечень ТОП-6 — самые популярные среди педагогов и учащихся онлайн-сервисы), «Новости» (Новости сферы образования об использовании ЭТО), «Документы» (Нормативно-правовая база использования ЭТО в школе), «Центр дистанционного обучения» (Раздел о дистанционном обучении детей с ОВЗ), «Сетевой город», «Контакты», «Форум».
Центральное меню №1 «Электронные ТО» — это классифицированный список предлагаемых ЭТО. Состоит из трех блоков.
Блок 1: «Универсальные платформы. (1-11 кл.)», «Локальные платформы» (отдельные классы), «Моно-ресурсы» (отдельные предметы).
Блок 2: «Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ», «Самоподготовка», «Онлайн-тесты», «Интерактивные задания».
Блок 3: «Дополнительное образование», «Профориентация», «Каналы Youtube», «Электронные библиотеки».
Центральное меню № 2 «Сервисы коммуникации» знакомит пользователей с видеосервисами, мессенджерами, обеспечивающими обратную связь между учителем и учеником: «Скайп», Zoom, WhatsApp, Viber. Telegram.
Раздел «ЭТО полезно» содержит полезные материалы для организации работы с электронными технологиями образования: «Школа «ЭТО» (рекомендации педагогам, учащимся и родителям по работе с образовательным Интернетом), «Полезные программы» (материалы о программах, помогающих организовать обучение с ЭТО), «Интернет-безопасность» (рекомендации по безопасности в Интернете).
В рамках проекта в школе действует методическая сеть, объединяющая несколько структур школы, работу которой координирует рабочая группа «Школьный навигатор "ИнфоТьютор". Цель сетевого взаимодействия: продвижение и развитие школьного навигатора "ИнфоТьютор" как координатора работы педагогов, учащихся и родителей с электронными технологиями образования среди общественности, трансляция опыта педагогов в области ЭТО с целью повышения качества обучения по всем предметам.
В методическую сеть проекта входят администрация школы, предметные кафедры школы по всем предметам (1-11 классы), методическое объединение классных руководителей, муниципальный Центр дистанционного обучения базовой школы, рабочая группа экспериментальной площадки «Адаптация и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья», рабочая группа экспериментальной площадки «Российская электронная школа», школьное научное общество учащихся «Инсайт», школьная библиотека.
В состав рабочей группы "ИнфоТьютор", координирующей работу в рамках проекта, вошли автор проекта, заместитель директора школы по УВР, руководители предметных кафедр и классных руководителей, ответственный за программное обеспечение (технический специалист), представитель школьного научного общества учащихся «Инсайт», представитель школьного родительского комитета.
Таким образом, педагогическое сообщество, школьники и их родители получили эффективный инструмент дистанционного обучения, а сам интернет-ресурс «Школьный навигатор «ИнфоТьютор» стал помощником педагогам в координации образовательной и воспитательной деятельности в Сети, проводником в мир современных образовательных технологий.
Список использованной литературы и источников
Онокой Л.С., Титов В.М. Компьютерные технологии в науке и образовании: Учебное пособие. — М.: Форум, 2017. 224 стр.
Протасов А. В. Информационно-образовательные ресурсы учебных заведений среднего образования в сети интернет // Студенческий научный форум: мат-лы V Международной студенческой электронной научной конференции. — М., 2014.
Профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания" (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630/ (дата обращения: 08.07. 2021)
Путин: лучшие практики онлайн-образования будут востребованы в России и после пандемии", 08.09.2020 г. URL: https://tass.ru/obschestvo/9400133 (дата обращения 08.07.2021)