Статья «Координация работы педагогов, учащихся и родителей с электронными технологиями образования через "Школьный навигатор "Инфотьютор"»

5
0
Материал опубликован 8 August 2021

Харченко Светлана Семеновна,

учитель русского языка и литературы, Почетный работник общего образования РФ,

автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Георгия Константиновича Жукова»,

Краснодарский край, станица Динская.

Электронный адрес: sspallada@yandex.ru, тел.: 8(961) 582-76-63.

 

Координация работы педагогов, учащихся и родителей с электронными технологиями образования через "Школьный навигатор "Инфотьютор"

 

 

Аннотация.

В статье раскрывается суть инновационного проекта «Школьный навигатор "ИнфоТьютор"» как координатор работы педагогов, учащихся и родителей с электронными технологиями образования», краевой инновационной площадки, его цель и задачи, актуальность, способы координации работы участников образовательного процесса через образовательный сайт в условиях дистанционного обучения.

 

Образовательная среда в России за последнее время претерпела значительные изменения. Это обусловлено и большим ростом потока информации и способов ее получения, и процессами, происходящими в обществе.

Резкий полный переход от традиционных аудиторных занятий к дистанционному образованию произошел из-за угроз пандемии коронавируса (COVID 19). Школьное образование в новых условиях вынуждено было приспосабливаться к новым условиям и, к счастью, имеет инструменты, которые позволяют реализовать учебные программы в дистанционном режиме посредством электронных технологий образования (ЭТО).

Электронные образовательные технологии – это технологии обучения, основанные на использовании информационных технологий, интернет-ресурсов, различной вычислительной техники с целью оптимизации образовательного процесса.

Используется и термин «Информационно-образовательные ресурсы» (ИОР) – это совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих оптимально использовать новые информационные технологии в сфере образования, внедрять их во все виды и формы образовательной деятельности. [2]

Образовательные интернет-ресурсы могут применяться при подготовке обучающих конкретным учебным дисциплинам к сдаче экзаменов; при подготовке обучающих к поступлению в образовательные учреждения конкретного профиля; для углубленного изучения раздела или темы из учебной программы, либо вне учебного курса; для устранения пробелов в навыках, знаниях и умениях по конкретным учебным предметам обучающей программы; для изучения основного курса обучающей программы, для людей, которые не способны посещать образовательные учреждения; для дополнительного обучения по разнообразным предметам. [1]

Изучение теоретической и методической литературы показало, что применение интернет-ресурсов не является гарантом высокого качества образования, но играет роль «инструмента», который совместно с современными технологиями обучения должен повысить, персонифицировать и перестроить по-новому систему образования.[1]

Электронные технологии школьного образования включают в себя широкий спектр инструментов: учебные платформы, электронные учебники, видеоуроки, различные виды работ: онлайн-тесты, онлайн-диктанты, интерактивные задания и т. д., онлайн-олимпиады, информационно-справочные материалы, курсы, вебинары и много другое.

Активное использование ЭТО — новое направления работы в современной школе. Несомненно, после опыта временного полного внедрения так называемой «дистанционки» в работу школы, оно не уйдет в небытие. ЭТО стало неотъемлемой частью процесса обучения и освоения знаний, поэтому и был создан проект «Школьный навигатор "ИнфоТьютор"» как координатор работы педагогов, учащихся и родителей с электронными технологиями образования», который успешно работает, получив статус краевой инновационной площадки.

Актуальность задач «ИнфоТьютора» некоторым образом подтверждена словами главы нашего государства. В беседе с финалистами конкурса управленцев "Лидеры России" президент России Владимир Путин отметил, что в последние годы в России развивалась работа в области искусственного интеллекта и создания программ для онлайн-обучения: "Это, действительно, в высшей степени позитивно отразилось на образовательной сфере. Конечно, мы сейчас возвращаемся к нормальному режиму работы учебных заведений, но то самое лучшее, что было наработано в период пандемии, с нами останется и будет развиваться дальше". [4]

Тем не менее, выявляются проблемы, снижающие качество обучения в условиях «дистанционки». Кроме недостаточного технического оснащения всех сторон образовательного процесса, это следующие проблемы:

незнание спектра веб-платформ для организации онлайн-обучения;

сложность в выборе веб-сервиса для своих классов и предметов;

неосведомленность педагогов, учеников и родителей о наличии сервисов, помогающих освоить темы образовательных программ самостоятельно, проверить свои знания;

неумение регистрироваться на сайтах, работать с электронной почтой;

трудности в работе с интерфейсом платформ;

отсутствие навыков корректного общения в чатах и видео-сервисах с педагогами и сверстниками; хулиганство во время удаленных занятий;

сложности в организации контроля знаний учащихся, проверке письменных работ, в первую очередь - текстовых (особенно у учителей русского языка и литературы) и т. д.

Наряду с очевидными вызовами и проблемами новый формат обучения предоставляет широкий спектр возможностей и перспектив для изменения и совершенствования образовательных систем, для которых критическая ситуация создает форсированные условия.

Каковы же плюсы использования ЭТО, предложенных «ИнфоТьютором», в процессе овладения учебными программами?

Доступность обучения вне зависимости от места нахождения учителя и школьников.

Обучение в индивидуальном темпе.

Оптимальная организация подачи материалов внутри веб-сервисов.

Разнообразие методов и приемов при ознакомлении с новым материалом, его закреплении, контроле и выполнении домашних заданий.

Углубленное изучение информационно-коммуникативных технологий в образовательных целях.

Формирование навыков самостоятельного поиска, анализа и обработки информации.

Социальное равноправие, подразумевающее равный доступ к информации.

Возможности творческой самореализации педагогов и учеников.

Процесс обучения становится более индивидуализированным, что происходит во многом внедрению идеи тьюторства — педагогического наставничества на основе принципа индивидуализации при сопровождении разработки и реализации индивидуальной образовательной программы.

В профессиональном стандарте педагога указаны три основные функции тьюторского сопровождения обучающихся:

1) Педагогическое сопровождение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

2) Организация образовательной среды для реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

3) Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов. Школьный навигатор «ИнфоТьютор» позволяет координировать в школе тьюторскую деятельность с помощью дистанционного обучения. [3]

Применяться ЭТО из каталога школьного навигатора могут в нескольких случаях:

1. В повседневной работе как дополнение к традиционному формату обучения в стенах школы.

2. В экстренных ситуациях, требующих обязательной изоляции всех участников образовательного процесса, например, в условиях карантина.

3. При обучении детей, не имеющих возможности посещать школу по причине заболевания: дети с ОВЗ.

4. В любых образовательных ситуациях при разработке и реализации индивидуальных образовательных программ.

Проект «Школьный навигатор "ИнфоТьютор"» как координатор работы педагогов, учащихся и родителей с электронными технологиями образования» создан на основе анализа плюсов и минусов полученного опыта использования ИКТ-технологий педагогами-предметниками, школьниками и родителями и с учетом потребности в построении индивидуальной программы овладения знаниями. «Школьный навигатор "ИнфоТьютор"» как координатор работы педагогов, учащихся и родителей с электронными технологиями образования» полезен всем сторонам образовательного процесса: и педагогам, и учащимся, и родителям в плане ознакомления с возможностями Интернета для овладения учебными программами по всем предметам.

Проект призван решить одну из серьезных проблем современного образования с использованием информационных-технологий: недостаточный уровень информированности всех участников образовательного процесса — педагогов, школьников, родителей — о спектре электронных технологий образования, о правилах работы на разных площадках Интернета; сложность в ориентации в Сети при поиске нужного в конкретной учебной ситуации образовательного сервиса, низкий материальный уровень пользователей для работы на платных сервисах.

С проблемами в активном использовании ЭТО школы столкнулись сравнительно недавно — в марте 2020 года — в Интернете за это время появились материалы по навигации в области ЭТО. Таких материалов недостаточно, они предлагают разрозненный список ресурсов, часто не включающий в себя популярные среди педагогов и учеников, удобные и эффективные. Да и пользоваться данной информацией неудобно, так как она разбросана по всей Сети и пользователи вынуждены все время прибегать к помощи поисковых систем. Проблемно использование платных сервисов, от которых пользователи зачастую отказываются.

Для школы возникает потребность в ресурсе, где были бы собраны все бесплатные проверенные в работе образовательные сервисы, ведь зачастую и учителю, и школьнику, и родителю приходится сталкиваться с разными сервисами при выполнении заданий по различным предметам. Да и цели выполнения заданий могут быть разными: ознакомление с новым материалом, тренировочные упражнения, промежуточный и итоговый контроль. А это требует быстрого, комфортного доступа к определенным сайтам.

Сайт «Школьный навигатор «ИнфоТьютор» — это и есть эффективный координатор, маршрутизатор работы педагогов, учащихся и родителей с электронными технологиями образования, ведь он и знакомит пользователей с полезными веб-ресурсами, и учит ими пользоваться, и помогает сделать работу в Интернете более удобной, эффективной и безопасной.

t1628446991aa.png

Целью проекта стало повышение эффективности использования дистанционных форм обучения и преподавания в разных условиях организации образовательного процесса; повышение компетентности педагогов, школьников, родителей в области электронных технологий образования через работу сайта «Школьный навигатор «ИнфоТьютор»; организация построения индивидуальных образовательных маршрутов.

Задачи проекта:

провести опрос среди педагогов школы о выборе дистанционных платформ, онлайн-сервисов в процессе обучения с использованием электронных технологий образования (ЭТО);

создать единый электронный каталог ЭТО в форме образовательного сайта;

создать программу дополнительного образования «Школа «Инфотьютор»;

классифицировать ЭТО для удобного поиска и выбора;

расположить на страницах Навигатора страницы по обучению работе с полезными сервисами, по безопасности работы в Интернете, дать рекомендации учащимся, родителям и педагогам по работе в дистанционном формате.

На данном этапе все задачи выполнены и педагоги могут использовать ресурс для своей работы в дистанционном режиме.

Проект рассчитан на использование ЭТО во время процесса обучения в традиционном очном формате; во время полного дистанционного обучения (например, во время карантина); в рамках работы «Центра дистанционного обучения» детей с ОВЗ, можно выделить такие группы целевой аудитории: педагоги 1-11 классов; педагоги ЦДО, преподающие детям-инвалидам; учащиеся 1-11 классов; учащиеся с ОВЗ; одаренные дети; родители учащихся всех групп. Особенно навигатор ценен для родителей учеников начальных классов и детей-инвалидов, когда ребенку просто необходима помощь взрослых для работы с ЭТО.

Как же проходит работа в рамках проекта? Сделан анализ используемых в школе образовательных веб-ресурсов, собран каталог ЭТО, создан сайт на хостинге «Джино» (http://инфотьютор.рф), реализовано продвижение проекта на школьном сайте и в школьных аккаунтах социальных сетей, обобщен опыт по работе в рамках проекта на школьном, муниципальном и краевом уровнях.

Навигатор собрал каталог сайтов в помощь учителю, который поможет осуществлять учебный процесс дистанционно. Кроме того, «Инфотьютор» предлагает дополнительную информацию, которая поможет наиболее эффективно воспользоваться онлайн-сервисами: о полезных программах, приемах, рекомендации по организации дистанционного обучения и т. д.

Навигатор предусматривает обратную связь в форме форума, где каждый пользователь может поделиться опытом использования ЭТО, предложить новые интересные веб-ресурсы.

Важно, что данный проект рассчитан на использование ЭТО в таких образовательных ситуациях:

во время процесса обучения в традиционном очном формате;

во время полного дистанционного обучения (например, во время карантина);

в рамках работы «Центра дистанционного обучения» детей с ОВЗ.

Оt1628446991ab.png
сновной продукт проекта — сайт «Школьный навигатор "ИнфоТьютор". Тип сайта — образовательный комбинированный: сайт-каталог, информационный. Тип контента: текстовой, документы, изображения, ссылки, видеоматериалы.

В верхнем меню расположены кнопки «Главная страница» (Перечень ТОП-6 — самые популярные среди педагогов и учащихся онлайн-сервисы), «Новости» (Новости сферы образования об использовании ЭТО), «Документы» (Нормативно-правовая база использования ЭТО в школе), «Центр дистанционного обучения» (Раздел о дистанционном обучении детей с ОВЗ), «Сетевой город», «Контакты», «Форум».

Центральное меню №1 «Электронные ТО» — это классифицированный список предлагаемых ЭТО. Состоит из трех блоков.

Блок 1: «Универсальные платформы. (1-11 кл.)», «Локальные платформы» (отдельные классы), «Моно-ресурсы» (отдельные предметы).

Блок 2: «Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ», «Самоподготовка», «Онлайн-тесты», «Интерактивные задания».

Блок 3: «Дополнительное образование», «Профориентация», «Каналы Youtube», «Электронные библиотеки».

t1628446991ac.png

Центральное меню № 2 «Сервисы коммуникации» знакомит пользователей с видеосервисами, мессенджерами, обеспечивающими обратную связь между учителем и учеником: «Скайп», Zoom, WhatsApp, Viber. Telegram.

 

t1628446991ad.png

 

Раздел «ЭТО полезно» содержит полезные материалы для организации работы с электронными технологиями образования: «Школа «ЭТО» (рекомендации педагогам, учащимся и родителям по работе с образовательным Интернетом), «Полезные программы» (материалы о программах, помогающих организовать обучение с ЭТО), «Интернет-безопасность» (рекомендации по безопасности в Интернете).

В рамках проекта в школе действует методическая сеть, объединяющая несколько структур школы, работу которой координирует рабочая группа «Школьный навигатор "ИнфоТьютор". Цель сетевого взаимодействия: продвижение и развитие школьного навигатора "ИнфоТьютор" как координатора работы педагогов, учащихся и родителей с электронными технологиями образования среди общественности, трансляция опыта педагогов в области ЭТО с целью повышения качества обучения по всем предметам.

В методическую сеть проекта входят администрация школы, предметные кафедры школы по всем предметам (1-11 классы), методическое объединение классных руководителей, муниципальный Центр дистанционного обучения базовой школы, рабочая группа экспериментальной площадки «Адаптация и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья», рабочая группа экспериментальной площадки «Российская электронная школа», школьное научное общество учащихся «Инсайт», школьная библиотека.

В состав рабочей группы "ИнфоТьютор", координирующей работу в рамках проекта, вошли автор проекта, заместитель директора школы по УВР, руководители предметных кафедр и классных руководителей, ответственный за программное обеспечение (технический специалист), представитель школьного научного общества учащихся «Инсайт», представитель школьного родительского комитета.

Таким образом, педагогическое сообщество, школьники и их родители получили эффективный инструмент дистанционного обучения, а сам интернет-ресурс «Школьный навигатор «ИнфоТьютор» стал помощником педагогам в координации образовательной и воспитательной деятельности в Сети, проводником в мир современных образовательных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников

 

Онокой Л.С., Титов В.М. Компьютерные технологии в науке и образовании: Учебное пособие. — М.: Форум, 2017. 224 стр.

Протасов А. В. Информационно-образовательные ресурсы учебных заведений среднего образования в сети интернет // Студенческий научный форум: мат-лы V Международной студенческой электронной научной конференции. — М., 2014.

Профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания" (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630/ (дата обращения: 08.07. 2021)

Путин: лучшие практики онлайн-образования будут востребованы в России и после пандемии", 08.09.2020 г. URL: https://tass.ru/obschestvo/9400133 (дата обращения 08.07.2021)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Теги публикации

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Алгебра

Геометрия

Математика

Чтение

Природоведение

Родной язык

Иностранный язык

История

Литература

Биология

География

Химия

Экология

Физика

Черчение

Обществознание

Физкультура

Основы экономики

Информатика и ИКТ

Окружающий мир

Труд

Технология

Музыка

Пение

Изобразительное искусство

Рисование

Мировая художественная культура (МХК)

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

Английский язык

Русский язык

Профориентация

Испанский язык

Астрономия

Публикации

Применение технологий

Все учителя

Директор - Завуч - начальник

Организатор внеклассной и внешкольной работы

Социальный педагог

Методист

Классный руководитель

Учитель-предметник

Учитель начальных классов

Педагог дополнительного образования

Музыкальный руководитель

Руководитель физического воспитания

Школьное образование

Комментарии
Комментариев пока нет.