Урок ИЗО в 1 классе по теме «Нарядные узоры на глиняных игрушках. Художественные промыслы России. Дымковская игрушка» (Программа «Школа России»)

Урок ИЗО в 1 классе по теме «Нарядные узоры на глиняных игрушках. Художественные промыслы России. Дымковская игрушка» (Программа «Школа России»)
Цель: формирование у обучающихся представлений о дымковском народном промысле; развитие умений выполнять простейшие узоры, подражая мастерам народных промыслов.
Задачи:
-познакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки;
-развивать самостоятельность в выборе композиционных решений;
- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;
-воспитывать аккуратность и творческое воображение;
- воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
Оборудование: гуашь, кисти, палитра, музыкальные композиции, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно, увлекательно и весело, ведь мы сегодня отправляемся на ярмарку.
II. Сообщение темы урока.
Смотрим видео:
https://vk.com/video-31854387_456239089
-Ребята, что такое ярмарка?
Ярмарка — это шумный большой базар, на котором можно купить или продать всевозможные товары, сладости, хорошо повеселиться.
-Кто из вас посещал ярмарки? Где они проводятся? Что там продают?
-В нашем городе традиционно проводятся ярмарки, на которых местные мастера представляют свои авторские товары.
СЛАЙД 1.
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
-Почему мастеров называют чудо- мастерами?
-Сегодня мы поговорим о мастерах, которые изготавливали глиняные игрушки для детей и взрослых.
Тема урока «Нарядные узоры на глиняных игрушках».
III. Введение в тему урока.
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково.
СЛАЙД 2.
Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой происходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием «Свистунья».
-А почему так назывался праздник?
- Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки был очень велик.
Давайте познакомимся с особенностями дымковской игрушки.
СЛАЙД 3.
– Что общего у всех этих игрушек? (Выполнены из глины, белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали, обобщенная форма.)
–Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? Какие узоры вы видите на игрушках? (Цвета: желтый, синий, красный, зеленый, белый в фоне и черный цвета. В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами. Узоры: клеточки, кружочки, точки, полоски и др.).
Рассмотрим таблицу «Образцы геометрического орнамента в дымковской игрушке».
СЛАЙД 4.
Несмотря на простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле слова. Клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца. А окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил.
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
Прежде, чем приступим к практической работе, выполним тренировочное упражнение (Нейрогимнастика).
СЛАЙД 5.
Возьмите в руки карандаши разного цвета. Перед вами карточки. На них изображены различные линии. Ваша задача — одновременно работая двумя руками, обвести линии.
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9bfec2265534d128b603575ccb48dfcb_l-10952395-images-thumbs&n=13
Сейчас возьмите образцы игрушек. Попробуйте расписать их, подражая мастерам дымковского промысла. Кроме кисточки для росписи применяют печатку – тычок для рисования маленьких кружочков и точек. Чтобы сделать тычок, нужно свернуть полоску бумаги в трубочку. Запомните: узор наносить нужно сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Не забывайте оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность.
Шаблоны игрушек:
https://www.shtampik.com/photo/diymkovskaya-shabloniy-dlya-risovaniya/
Во время работы звучит музыка:
https://vk.com/wall-191602553_3209?ysclid=mbtbd5vqmq852356451&z=attachment_audio_list-182787269_2835
(По завершению работы, игрушки размещаются на доске)
Итог урока.
Посмотрите, какие замечательные игрушки у вас получились! Приглашаю всех на ярмарку. Рассмотрите все работы.
-Какие игрушки вам понравились больше всего? Почему?
-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
Если сегодня у кого-то что-то не получилось, не стоит отчаиваться. Как говорится в народе «Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться». А продолжать овладевать мастерством рисования вы будете уже на следующем уроке.
Источники:
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ead316855108f51f80743ca6eccb97dd_l-3742614-images-thumbs&n=13
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4995/conspect/161057/
https://www.shtampik.com/photo/diymkovskaya-shabloniy-dlya-risovaniya/
https://quizizz.com/_media/quizzes/4171a7b1-0338-4412-9d84-f9d0b7c90d15_900_900
https://infourok.ru/konspektu-roka-dymkovskaya-igrushka-5-klass-4898885.html
ССЫЛКИ НА РАНЕЕ РАЗМЕЩЕННЫЕ УРОКИ ИЗО В 1 КЛАССЕ
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_skazochnaya_strana_pr_074430.html
33.Сказочная страна
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_zdravstvuj_leto_obr_073643.html
32. «Здравствуй, лето. Образ лета в творчестве художников»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_raznotcvetnie_zhuki_p_074313.html
28. «Разноцветные жуки»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_prazdnik_vesni_konst_064701.html
27.«Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_gorod_v_kotorom_mi_zh_124141.html
25.«Город, в котором мы живем»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_vse_imeet_svoe_stroen_060512.html
23.«Все имеет свое строение»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_stroim_gorod_progra_091821.html
22.«Строим город»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_dom_snaruzhi_i_vnutri_142411.html
21.«Дом снаружи и внутри»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_domiki_kotorie_postr_075242.html
20.«Домики, которые построила природа»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_risuem_domiki_dlya_ska_071501.html
22.«Рисуем домики для сказочных героев»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_postrojki_v_nashej_zhiz_070905.html
19.«Постройки в нашей жизни»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_uzori_kotorie_sozdal_075534.html
15.«Узоры, которые создали люди»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_ukrasheniya_ptitc_prog_062400.html
14.«Украшения птиц»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_krasivie_ribi_progr_070744.html
13.«Красивые рыбы»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_uzori_na_krilyah_063615.html
12.«Узоры на крыльях»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_krasotu_nado_umet_za_061655.html
10.«Красоту надо уметь замечать»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_mir_polon_ukrashenij_073210.html
11.«Мир полон украшений»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_izobrazhat_mozhno_i_to_071821.html
9.«Изображать можно и то, что невидимо (настроение)»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_raznotcvetnie_kraski_054004.html
8.«Разноцветные краски»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_izobrazhat_mozhno_lin_084509.html
7.«Изображать можно линией. Рисование на тему «Рассказ про себя»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_izobrazhat_mozhno_lini_061044.html
7.«Изображать можно линией»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_izobrazhat_mozhno_v_ob_073241.html
6.«Изображать можно в объеме»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_izobrazhat_mozhno_pyatn_063612.html
5.«Изображать можно пятном»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_master_izobrazheniya_101539.html
3. «Мастер Изображения»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_izobrazheniya_vsyudu_vok_062118.html
2. «Изображения всюду вокруг нас»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_vse_deti_lyubyat_risova_101513.html
- «Все дети любят рисовать»
https://урок.рф/library/urok_izo_v_1_klasse_po_teme_korotkoe_i_dlinnoe_112241.html
4. «Короткое и длинное – пропорции». (Превращения при изменении пропорций)