12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Блинов Сергей Викторович1567
Обучение — это тяжелая, непрерывная и трудная работа, которую нужно делать с добротой. Наблюдая, предупреждая … хваля, но, прежде всего — на собственном примере. Джон Рёскин
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Хочу с вами поделиться...»

Методическая разработка на тему: «Нестандартное домашнее задание»

Автор:

Преподаватель ГБПОУ МССУОР №1 Москомспорта Блинов С.В.

Цель:

Создание более интересного и эффективного процесса обучения, активизация интереса обучающихся к учебным материалам и развитие их креативных и критических навыков.

Задачи:

Стимулировать интерес обучающихся: Задание должно быть увлекательным и вызывать интерес к изучаемому предмету или теме.

Развивать креативность: Домашнее задание должно предоставлять возможность обучающимся проявить свою креативность и оригинальность. Например, можно предложить создать проект, исследование, художественное творчество или мини-презентацию (фильм) в нестандартной форме.

Повышать самостоятельность: Задание должно требовать от обучающихся самостоятельности и исследовательского подхода. Они должны учиться находить информацию, анализировать ее и применять на практике.

Содействовать критическому мышлению: Задание может включать в себя элементы анализа, обсуждения и критической оценки информации. Это поможет развить у обучающихся навыки критического мышления и аргументации.

Поддерживать социальное взаимодействие: Некоторые нестандартные задания могут быть выполнены в форме групповой работы или совместных проектов, способствуя развитию навыков коммуникации и сотрудничества.

Оценка и обратная связь: Предусмотрите критерии оценки и обратную связь, которые позволят обучающимся понимать, как они справляются с заданием и какие у них есть возможности для улучшения.

I. Введение

Нестандартное домашнее задание — это учебное задание, которое отличается от традиционных учебных задач, которые обучающимся обычно дается для выполнения вне учебных занятий. В отличие от стандартных заданий, нестандартные домашние задания часто имеют более творческий, исследовательский или креативный характер. Они могут включать в себя такие виды работы, как проекты, исследования, создание художественных или научных работ, участие в социальных инициативах, и многое другое.

Они позволяют обучающимся применять свои знания и умения в реальных ситуациях, что способствует более глубокому пониманию материала и развитию креативности.

1.1. Обоснование нестандартных домашних заданий:

Современное образование стремится развивать обучающихся как личностей, способных к самостоятельной работе и творческому мышлению. В свете этой цели нестандартные домашние задания приобретают особую важность и актуальность. В данной работе мы подчеркиваем значимость таких заданий с точки зрения развития ученических компетенций и мотивации к обучению.

1.1.1. Развитие навыков самостоятельной работы:

Самостоятельная работа является ключевой составляющей образования, которая готовит обучающихся к успешной жизни в современном мире. Нестандартные домашние задания требуют от обучающихся инициативы, планирования, исследовательских навыков и самодисциплины. Они учат обучающихся брать ответственность за свой собственный учебный процесс и готовят их к более сложным задачам в будущем.

1.1.2. Мотивация и интерес:

Креативные задания, выходящие за рамки обычных шаблонов, часто оказываются более привлекательными и увлекательными для обучающихся. Они вызывают интерес, стимулируют живое обсуждение и соревнование, что в конечном итоге повышает мотивацию к учению. Ученики видят в таких заданиях возможность проявить свои таланты и креативность.

1.1.3. Ценность критического мышления:

Нестандартные домашние задания требуют от обучающихся рассматривать проблемы с разных точек зрения, анализировать информацию, искать альтернативные решения и формировать собственные выводы. Эти задания способствуют развитию критического мышления и способности принимать обоснованные решения, что является важным навыком в современном мире, насыщенном информацией и вызовами.

Поэтому введение нестандартных домашних заданий в учебный процесс представляет собой важный шаг в обеспечении качественного и мотивирующего образования для обучающихся.

II. Выбор задания

2.1. Определение цели задания:

Задание должно быть связано с актуальными учебными темами. Оно должно стимулировать креативность и самостоятельное исследование.

2.1.1. Связь с актуальными учебными темами:

Перед выбором задания необходимо убедиться, что оно имеет непосредственное отношение к текущим учебным темам и учебному материалу. Это позволит обучающимся углубить свое понимание предмета и применить знания на практике. Например, если это предмет биология, задание может быть связано с проведением эксперимента или исследованием биологических процессов.

2.1.2. Стимуляция креативности и самостоятельного исследования:

Задание должно поощрять обучающихся исследовать тему самостоятельно и проявлять креативность в ее решении. Это может включать в себя создание новых концепций, поиск нетрадиционных решений и развитие новых идей. Основная цель - развить навыки самостоятельного мышления и исследования.

2.2. Выбор формата задания:

Возможные варианты включают исследовательские проекты, исследование различных ситуаций, событий, создание художественных произведений и другие нетрадиционные формы.

2.2.1. Исследовательские проекты:

Обучающиеся могут быть приглашены провести исследование по определенной теме. Это может включать сбор и анализ данных, проведение экспериментов и формулирование выводов. Например, задание по физике может предлагать создать собственный эксперимент для изучения определенного физического закона.

2.2.2. Исследование ситуаций:

Обучающиеся могут анализировать конкретные ситуации или события, связанные с учебной темой. Это позволит им применить теоретические знания на практике и сделать выводы. Например, в истории задание может предлагать исследовать последствия конкретного исторического события.

2.2.3. Создание художественных произведений:

В данном формате обучающиеся могут выразить свои знания и идеи через художественное творчество. Это может включать в себя написание стихов, создание картины, фильма, музыкальной композиции и др. Этот подход стимулирует креативное мышление и позволяет обучающимся выразить свое видение учебной темы.

2.2.4. Другие нетрадиционные формы:

Можно рассмотреть и другие форматы заданий, такие как создание брошюры, проведение интервью, разработка игры, участие в дебатах и многое другое. Главное, чтобы формат задания соответствовал целям обучения и стимулировали развитие навыков обучающихся.

Выбор формата задания следует проводить с учетом уровня сложности, интересов обучающихся и доступных ресурсов. Главное, чтобы задание позволяло им развивать навыки самостоятельности, креативности и глубже понимать учебный материал.

III. Подготовка обучающихся

3.1. Объяснение задания:

Чтобы обеспечить успешное выполнение нестандартного домашнего задания, важно провести подготовительную работу с обучающимися. В этом разделе представлены рекомендации по объяснению задания и его целей, а также по предоставлению примеров и пояснений:

3.1.1. Четкое описание задания:


    Начните с четкого и краткого описания задания, используя ясный и доступный язык, подходящий для возрастной группы обучающихся.

Укажите основные требования и ожидания, которые относятся к заданию.

Пример: "Ваше задание состоит в проведении исследования о влиянии загрязнения воды на экосистему. Вы должны собрать данные, проанализировать их и сделать выводы. Затем представьте результаты вашего исследования в форме презентации."

3.1.2. Цели задания:


Объясните, какие цели ставятся перед обучающимися при выполнении задания. Подчеркните важность развития конкретных навыков, таких как исследование, креативное мышление или коммуникация.

Пример: "Цель этого задания - развить вас как исследователей и аналитиков, а также научить презентовать свои идеи перед аудиторией. Мы хотим, чтобы вы смогли самостоятельно собирать информацию, анализировать данные и представлять результаты вашей работы."

3.1.3. Примеры и пояснения:


Предоставьте обучающимся примеры, чтобы они могли лучше понять, как выполнить задание. Это может включать в себя образцы прошлых работ или конкретные примеры действий, которые нужно предпринять.

Пример: "Давайте посмотрим на пример исследования о влиянии загрязнения воды на рыбные популяций. Вы можете увидеть, какие данные были собраны, как они были проанализированы и как были сделаны выводы. Этот пример поможет вам лучше понять, что от вас ожидается."

Объяснение задания и его целей с примерами и пояснениями поможет обучающимся лучше понять, что от них требуется, и подготовиться к выполнению задания более успешно.

3.2. Ресурсы и материалы:


Для успешного выполнения нестандартного домашнего задания важно предоставить обучающимся информацию о доступных ресурсах и материалах, которые могут быть использованы в процессе выполнения задания. Это поможет им лучше планировать и организовывать свою работу. Ниже представлены рекомендации по предоставлению списка ресурсов и материалов:

3.2.1. Указание на источники информации:


Перечислите различные источники информации, которые могут быть полезны при выполнении задания. Это может включать в себя учебники, статьи, интернет-ресурсы, книги, журналы и другие академические и практические источники.

Пример: "Для вашего исследования о влиянии загрязнения воды на экосистему, вы можете использовать следующие источники информации: учебники по экологии, научные статьи, данные средств массовой информации о случаях загрязнения водных объектов."

3.2.2. Список необходимых материалов:


Укажите, какие материалы и инструменты могут потребоваться для выполнения задания. Это может быть разнообразное оборудование, программное обеспечение, художественные материалы и другие ресурсы.

Пример: "Для создания художественной работы, вам может понадобиться холст, краски, кисти и палитра. Если вы проводите исследование, понадобятся записная книжка, ручки, возможно, доступ к компьютеру и программам для обработки данных."

3.2.3. Подсказки по доступности ресурсов:


Если обучающиеся могут столкнуться с трудностями в доступе к определенным ресурсам, предоставьте им подсказки или альтернативные источники, которые они могут использовать.

Пример: "Если у вас нет доступа к интернету, вы можете найти нужные статьи и книги в библиотеке вашего училища или местной библиотеке. Если у вас нет доступа к художественным материалам, попробуйте использовать обычные карандаши и бумагу для создания своей работы."

Предоставление информации о ресурсах и материалах поможет обучающимся лучше подготовиться и планировать свою работу над заданием. Это также способствует более эффективному использованию доступных ресурсов.

IV. Работа над заданием

4.1. Самостоятельное исследование:

Чтобы обучающиеся успешно выполнили нестандартное домашнее задание, необходимо поощрять их проводить независимое исследование, собирать данные и информацию, а также стимулировать использование различных источников информации. Ниже представлены рекомендации по работе над этими аспектами:

4.1.1. Поощрение самостоятельности:

Подчеркните важность самостоятельного подхода к заданию и выразите доверие в обучающихся. Поясните, что выполнение задания предоставляет им возможность развивать свои навыки самостоятельности и исследования.

Пример: "Это задание предоставляет вам уникальную возможность самостоятельно исследовать тему и развивать навыки, которые вам пригодятся в будущем. Мы верим в вас и в вашу способность успешно выполнить это задание."

4.1.2. Разнообразие источников информации:


Поощряйте обучающихся искать информацию в различных источниках, таких как книги, интернет, журналы и др. Подчеркните, что разнообразие источников может привести к более полному и глубокому пониманию темы.

Пример: "Вы можете использовать как учебники и статьи, так и интервью с экспертами и научными исследования. Разнообразие источников поможет вам получить более широкую картину исследуемой темы."

4.1.3. Организация работы:


Предоставьте рекомендации по организации исследовательской работы, включая составление плана, сбор и анализ данных, запись результатов и формулирование выводов.

Пример: "Сначала составьте план вашей работы, определите этапы и сроки. Затем начните сбор данных, анализируйте их и делайте записи. Не забудьте сформулировать ключевые выводы."

4.2. Консультации и поддержка:

Предложите обучающимся возможность получения поддержки и консультаций в случае возникновения вопросов или затруднений.

4.2.1. Доступность учителя:

Объясните обучающимся, что учитель всегда готов оказать помощь и ответить на их вопросы в процессе выполнения задания. Уточните часы, когда учитель будет свободен для консультаций.

Пример: "Я готов помочь вам во время выполнения задания. Мы можем назначить часы консультаций, когда вы можете приходить ко мне с вопросами."

4.2.2. Ответы на вопросы:


Поощряйте обучающихся задавать вопросы, если у них возникают сомнения или затруднения. Обеспечьте быстрые и четкие ответы на их запросы.

Пример: "Не стесняйтесь задавать вопросы, даже если они кажутся вам малозначительными. Моя задача - помочь вам успешно выполнить задание."

4.2.3. Индивидуальная поддержка:


В случае необходимости предоставьте индивидуальную поддержку обучающимся, которым может потребоваться дополнительная помощь в выполнении задания.

Пример: "Если вы чувствуете, что нуждаетесь в более детальной поддержке, мы можем организовать индивидуальные консультации, чтобы уделить больше времени вашим вопросам."

4.2.4. Мотивация и поощрение:


Поддерживайте обучающихся, выражая признание за их усилия и успехи в выполнении задания. Поощрение может быть мощным мотиватором.

Пример: "Я видел, как старательно вы работаете над этим заданием, и хочу сказать, что вы проделали отличную работу. Ваше усердие важно, и оно приведет к хорошим результатам."

Предоставление консультаций и поддержки со стороны учителя помогает обучающимся чувствовать себя уверенно в процессе выполнения задания и убеждает их, что у них есть необходимые ресурсы и поддержка для успешного завершения задачи.

V. Оценка и обратная связь

5.1. Критерии оценки:

Для эффективной оценки нестандартных домашних заданий необходимо установить четкие и справедливые критерии оценки, которые учитывают как качество выполнения задания, так и креативность обучающихся. Ниже представлены рекомендации по определению критериев оценки:

5.1.1. Качество выполнения задания:


Определите критерии, которые оценивают уровень выполнения задания с точки зрения правильности, полноты и точности.

Пример: "Критерий 1: Полнота и точность исследования.

Критерий 2: Ясность и структура презентации.

Критерий 3: Аккуратность в использовании источников."

5.1.2. Креативность и оригинальность:


Учтите креативность, инновацию и оригинальность в выполнении задания. Эти аспекты могут быть оценены как отдельный критерий.

Пример: "Критерий 4: Креативность и оригинальность подхода к исследованию или к созданию художественного произведения."

5.1.3. Соответствие целям задания:


Удостоверьтесь, что критерии оценки отражают соответствие выполнения задания его целям и задачам.

Пример: "Критерий 5: Соответствие результатов и выводов целям исследования, как описано в задании."

5.2. Оценивание на основе критериев:

При оценке работ обучающихся, следуйте заранее установленным критериям и оценивайте каждый аспект задания с учетом этих критериев.

5.2.1. Предоставление обратной связи:


После оценки каждой работы предоставьте обратную связь, в которой выделите сильные стороны и области для улучшения. Обратная связь должна быть конструктивной и поддерживающей.

Пример: "Вы проделали отличную работу в сборе и анализе данных, но можно было бы более четко структурировать вашу презентацию для большей ясности."

5.2.2. Поощрение обсуждения результатов:


Поощряйте обучающихся обсуждать результаты своей работы, делиться опытом и уроками, которые они извлекли из выполнения задания. Это может быть частью процесса обратной связи и уроками для будущих заданий.

Пример: "Давайте обсудим, что мы узнали из этого задания и что мы сможем применить в будущих проектах."

Оценка и обратная связь играют важную роль в учебном процессе. Четкие критерии оценки и конструктивная обратная связь помогают обучающимся лучше понимать свои достижения и развивать свои навыки. Поощрение обсуждения результатов способствует активному обучению и совершенствованию.

VI. Заключение

6.1. Рефлексия:

Подведение итогов задания имеет большое значение, так как это момент, когда обучающиеся могут увидеть результаты своей работы и понять, какие навыки и уроки они извлекли из выполнения задания. Ниже представлены рекомендации по обобщению задания:

6.1.1. Подчеркнуть важность самостоятельной работы:


В заключении задания подчеркните, что самостоятельная работа и исследование имеют важное значение для развития обучающихся. Укажите, какие конкретные навыки они приобрели, какие компетенции были сформированы.

Пример: "Это задание помогло вам развить навыки самостоятельной работы, и вы можете быть гордыми своими достижениями в этом процессе."

6.1.2. Больше о критическом мышлении:


Подчеркните, что критическое мышление и анализ данных - важные навыки, которые обучающиеся приобретают при выполнении задания. Они могут быть полезными в различных сферах жизни.

Пример: "Вы также развили навыки критического мышления, которые помогут вам принимать обоснованные решения в будущем."

6.2. Мотивация:


Мотивация играет ключевую роль в учебном процессе, поэтому важно поддерживать и поощрять обучающихся на протяжении всего выполнения задания. В данном разделе представлены рекомендации по мотивации:

6.2.1. Поощрение инициативы:


Подчеркните важность инициативы и самоуправления в обучении. Поощряйте обучающихся брать на себя ответственность за свой учебный процесс.

Пример: "Мы видим, что вы проявили инициативу и самостоятельность в выполнении задания. Эти качества будут вам полезны в будущем."

6.2.2. Использование креативных подходов:


Поощряйте обучающихся думать креативно и искать нетрадиционные решения. Подчеркните, что креативность — это ценное качество.

Пример: "Ваше использование креативных подходов к заданию было впечатляющим. Продолжайте думать нестандартно, это открывает новые горизонты."

Заключение задания должно вдохновить обучающихся на дальнейшее обучение и развитие. Оно должно подчеркнуть значимость приобретенных навыков и мотивировать их стремиться к новым достижениям.



Примеры нестандартных домашних заданий по разным предметам.


Литература:


1.Создание собственной истории: Ученики могут написать собственную короткую историю или рассказ на выбранную тему. Задание включает в себя разработку сюжета, создание персонажей и использование разнообразных литературных приемов.

2. Создание собственного рассказа: Ученики могут написать собственный короткий рассказ или рассказ о своем персональном опыте. Задание может включать в себя разработку сюжета, описание персонажей и диалогов.


1.Биографический проект: Ученики могут выбрать исследовать жизнь и вклад в историю известной личности, создавая биографический проект, включающий текст, изображения и временную линию событий.

2. Реконструкция исторического события: Учащиеся могут выбрать конкретное историческое событие и создать реконструкцию событий или сцену из этого периода с использованием реквизитов и костюмов.

Биология:

1.Научное исследование: Ученики могут выбрать интересную научную тему, провести исследование, собрать данные и представить результаты в виде научного отчета или презентации.

2.Эксперимент: Учащиеся могут разработать и провести простой научный эксперимент, например, изучая рост растений под разными условиями или проводя физические эксперименты с использованием обычных предметов.

Физика:

1.Создание научного эксперимента: Ученики могут выбрать интересный физический феномен (например, магнитное поле) и разработать домашний эксперимент для его демонстрации и объяснения.

2. Моделирование физических явлений: Учащиеся могут использовать компьютерное программное обеспечение для моделирования физических явлений, таких как движение объектов или волны.

Иностранные языки:

1.Создание диалоговой сценки: Ученики могут написать и сыграть короткую сценку на выбранном иностранном языке, используя новые слова и фразы, изученные на уроках.

2.Исследование культуры: Учащиеся могут выбрать страну, изучаемую на курсе, и исследовать ее культуру, историю, традиции и обычаи, создавая презентацию или буклет.

География:

1.Создание путеводителя: Ученики могут выбрать страну или регион и создать путеводитель, включающий информацию о географии, культуре, истории, достопримечательностях и кухне этого места.

2. Исследование климата: Учащиеся могут выбрать город или регион и исследовать его климатические особенности, создавая графики и анализируя данные о температуре и осадках.


Список литературных источников, которые могут понадобится в подготовке нестандартных уроков и домашних заданий.

"Педагогика" журнал: Этот научный журнал содержит статьи и исследования по образованию и методикам обучения, включая информацию о создании нестандартных заданий.

"Образовательные технологии и общество" журнал: В этом журнале публикуются статьи о современных образовательных технологиях и методах обучения.

"Педагогическое образование в России" журнал: здесь вы можете найти исследования и статьи о различных аспектах педагогического образования, включая задания и методики.

"Методические материалы" Министерства образования России: Официальные материалы и рекомендации по методике обучения и созданию заданий.

Вузовские кафедры педагогики и психологии: Многие российские университеты имеют свои публикации и исследования в области педагогики и образования.

Профессиональные сообщества педагогов: Онлайн-ресурсы и форумы, где педагоги обмениваются опытом и рекомендациями по обучению и созданию учебных заданий.

Научные исследования в области педагогики и методик обучения, доступные на российских университетских и научных сайтах.

"Образование будущего: новые технологии и методы обучения" автора Александра Асмолова - В этой книге рассматриваются современные подходы и методики обучения, включая использование информационных технологий и нестандартных форматов учебных заданий.

"Нестандартное образование" Михаила Казанского - Эта книга предлагает рассмотрение образования с нестандартной точки зрения и представляет методы, которые могут способствовать развитию творческого мышления у студентов.

"Искусство решения задач: как учиться уметь учиться" Вячеслава Горового - Автор предлагает нестандартные подходы к развитию навыков решения задач и самостоятельного обучения.

"Сверхтекучий учитель: новая методология обучения" Ольги Дружининой - Книга рассматривает современные тенденции в образовании и предлагает нестандартные методики и инструменты для обучения.

"Учитель-исследователь: педагогическая технология обучения в проектах" Ольги Широковой - Книга описывает методику проектного обучения и как она может быть успешно применена в школах и вузах.

"Педагогика взаимодействия" Леонида Занкова - Эта книга представляет методику взаимодействия между учителем и учениками, ориентированную на развитие креативности и самостоятельности.

"Методы обучения и образовательные технологии" автора Валентина Куликова - Книга рассматривает современные методики обучения, включая нестандартные методы и технологии.

"Креативное обучение: от творческой идеи к реализации" Ирины Кравченко - В этой книге предлагаются методы и техники, способствующие развитию креативности и творческого подхода к обучению.



Опубликовано в группе «Хочу с вами поделиться...»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.