Применение практико- ориентированных заданий для формирования общих компетенций в цикле общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности

0
0
Материал опубликован 20 October в группе

Тема Применение практико- ориентированных заданий для формирования общих компетенций в цикле общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности


На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой - достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор общих и профессиональных компетенций, определённых работодателем.

Система мониторинга сформированности общих и профессиональных компетенций необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости обучающихся, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки обучающихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Задачи мониторинга:

определение достижений, обучающихся по темам изучаемой дисциплины,

реализация индивидуальных возможностей, обучающихся;

отслеживание результатов учебной деятельности по дисциплине.

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации.

Для формирования профессиональных и общих компетенций необходимо выполнение 3 параметров:

1.Качество условий - это развитие материально-технической базы и информационного поля деятельности.

2. Качество образовательного процесса – это соответствие программ, КТП, ФГОС, УМК, творческой деятельности преподавателя, стандартам ФГОС нового поколения.

3. Мониторинг, сформированный в процессе образовательной деятельности, общих и профессиональных компетенций.

При осознанном способе формирования, сформированные базовые компетенции должны совпадать со структурой учебной мотивации. Анализ результатов проводится по следующей схеме:


Диагностика уровня сформированности общих компетенций у обучающихся


Цель: установление соотношения уровня сформированности общих компетенций и уровня сформированности учебной мотивации у обучающихся, анализ полученных данных, составление рекомендаций.

Структура мотивации:

Мотивация

Эмоц.-психол.

Внешняя

Социальная

Учебно – познав.

Творческая

Самосовершен.








Структура компетенций:

Компетенции

Эмоц.-психол.

Регулятивные

Социальные

Учебно – познав.

Творческие

Самосовершен.








Сопоставление структуры мотивации и компетенций:


Мотивация

Компетенции

1….



2…



Анализ полученных результатов: _________________________


Рекомендации по формированию общих компетенций у обучающихся формируются по результатам мониторинга при выполнении практико-ориентированных заданий


Критерии оценки процесса выполнения практико-ориентированных заданий

Уровни оценки


Процесс выполнения практического задания

( наблюдение )

Эмоционально - психологический

Эмоционально – психологическая устойчивость при выполнении задания

Регулятивный

Планирование деятельности, подготовка материалов, оборудования, соблюдение требований ТБ и ОТ

Социальный (процессуальный)

Выполнение технологических операций

Аналитический

Анализ дефектов и способов их устранения

Творческий

Оригинальность выполнения задания,

использование инновационных подходов

Уровень самосовершенствования

Оценка продукта деятельности,

анализ дефектов и способов их устранения

Критерии оценки продукта деятельности при выполнении заданий профессиональной направленности

Уровни оценки

Продукт деятельности

( изучение )

Эмоционально - психологический

Эстетические качества продукта

Регулятивный

Соответствие продукта требованиям ТБ и ОТ

Социальный (процессуальный)

Соблюдение технологических требований

Аналитический

Отсутствие неисправимых дефектов

Творческий

Самостоятельность исполнения, оригинальность продукта,

использование инновационных подходов

Уровень самосовершенствования

Самооценка качества продукта,

видение путей совершенствования продукта

Совокупность показателей оценки и выбранные формы и методы контроля в совокупности должна позволять однозначно диагностировать сформированность соответствующих общих и профессиональных компетенций.

Поскольку при подходе, основанном на компетенциях, значительная доля ответственности за обучение лежит на студенте, то повышается важность интеграции теории с практикой, а преподаватель становится консультантом и наставником. Привожу примеры шаблонов:

Наблюдение за обучающимися на учебном занятии для оценки уровня сформированности социальных компетенций.


Группа№______, курс ____, дисциплина ___________________________,

Профессия(специальность) _______________________________________


Уровень деятельности


Показатели

социальной активности

Фиксация активности группы студентов

Фамилия, имя (номер) студента

1

2

3

4

5

6

1

Эмоционально - психологический

проявляет интерес к коллективному решению учебной задачи







2

Регулятивный

организует деятельность в группе,

планирует деятельность







3

Социальный (процессуальный)

взаимодействует с другими учащимися по выбору способа решения задачи, учитывает их мнение







4

Аналитический

использует информационные ресурсы для продвижения решения задачи







5

Творческий

обсуждает и предлагает альтернативные способы решения задачи







6

Самосвершенствования

оценивает предложения других обучающихся по решению задачи,

оценивает коллективное решение задачи







Выводы:

о готовности группы к коллективной учебной деятельности: ________________


Качественные критерии оценивания практических работ:

Уровень

оценки

Основные качественные показатели

Эмоционально –

психологический

- проявление эмоциональной устойчивости;

- проявление личностной позиции;

Регулятивный


- владение базовым программным материалом;

- применение освоенных алгоритмов в знакомой ситуации;

- прочность знаний;

Социальный

- текст рассуждения (решения) последовательный, логически выстроенный;

- умелое использование символики и графических средств;

Аналитический

- сформированность научного аппарата, применение методов, адекватных учебной задаче;

- информированность, широта знаний;

- гибкость, системность, глубина мышления;

Творческий

- применение знаний и умений в незнакомой (нестандартной ситуации);

- оригинальность решения;

Самосовершенствование


- проявление высокого уровня самостоятельности;

- применение знаний и умений выше программного материала;

Критерии оценки процесса выполнения проектного задания

Уровни оценки

Анализ выполнения проектного задания

Эмоционально - психологический

Эмоционально – психологическая устойчивость при выполнении проекта

Регулятивный

(оргдеятельностный)

Организация проектной деятельности: определение цели проекта, способов реализации, используемых материалов, последовательности действий и

операций, соблюдение требований ТБ и ОТ и др.

Социальный

(процессуальный)

Использование источников информации как средства повышения эффективности деятельности

Реализация технологического процесса проекта

Аналитический

Выявление и анализ ошибок проекта,

поиск путей их устранения

Творческий

Решение проблемных креативных ситуаций в результате реализации проекта

Уровень самосовершенствования

Самооценка результатов,

видение путей совершенствования проекта


Таблица мониторинга качества выполнения практических заданий

Работаю по модели мониторинга Темняткиной О.В. В течение всего курса прохождения дисциплины, мониторинг ориентирован на конкретные задачи и цели Вашего модуля или дисциплины

Карта мониторинга (пример)

t1760949119aa.png


t1760949119ab.png


Использование практико-ориентированных заданий профессиональной направленности в обучении способствует созданию у обучающихся устойчивой мотивации; расширению кругозора. Студенты овладевают навыками решения сложных задач и учатся использовать полученные знания в жизни.

Существует два взаимосвязанных пути решения:

- через содержание учебного материала;

- через организацию учебной деятельности обучающихся

Алгоритм составления практико-ориентированных заданий профессиональной направленности.

1. Определите цель задания, его место на занятии, в теме, в курсе, в модуле

2.Определите профессиональную направленность задания.

3. Определите виды информации для составления задания и их возможные источники

4.Определите степень самостоятельности обучающихся

5. Выбрать структуру задания. (всегда старайтесь их разнообразить)

6. Определить форму ответа на задание (однозначный, многовариантный, нестандартный, отсутствие ответа, ответ в виде графика, модель, таблица, правило и т.д.)

Примеры практико- ориентированного задания, используемого в мониторинге компетенций привожу ниже:

ФИО студентов группы и роль в ситуации

Какие методы приемы способы и инструменты Вам необходимы, что из ресурсов используете для решения задания

Срочность принятия решения

Проблемная ситуация или проблемный вопрос

Рекомендации и Ваши возможные пути решения

Оцените ожидаемый результат ( как положительный так и отрицательный) лично для Вас и для предприятия

Вы приехали по обмену опытом на самую большую энергостанцию в Китае- Midong в качестве инженера изучить новые подходы в энергетике


В гостинице у Вас закончилась зарядка в телефоне, и Вы опаздываете на важную встречу. Как решить проблему используя знания из химии

В России практически в каждом доме установлены розетки в 220 В. Однако, это не общепринятая норма в мире. К примеру, в Китае стоят розетки в 110 В. Почему не используется единый стандарт напряжения во всем мире? Зачем все усложнять?  Как русскому специалисту решить эту проблему в гостинице.



Задача ТРИЗ: К 2025 году в КНР хотят добиться уже 51% доли угля в энергетике, увеличив производство электричества за счет не ископаемых источников до 25%. Выглядит правдоподобно, так как еще в 2009 году озвучивались планы по переводу энергетики на возобновляемые источники — до 15% к 2020 году. В реальности же в 2020 году Китаю удалось добиться значения в 15,9%, что даже больше запланированного. Предложите химические методы использования возобновляемых источников…

Библиографический список:

1 Темняткина О.В. Оценка качества освоения уровня формирования общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС Текст /О.В.Темняткина// Педагогические науки. -2015. -№ 2.

2 Петров В. ТРИЗ-От А до Я. Теория решения изобретательских задач Текст /Петров В// Библиотека создания инноваций- 2017. -С.47



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Теги публикации

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Алгебра

Геометрия

Математика

Чтение

Природоведение

Родной язык

Иностранный язык

История

Литература

Биология

География

Химия

Экология

Физика

Черчение

Обществознание

Физкультура

Основы экономики

Информатика и ИКТ

Окружающий мир

Чистописание

Труд

Технология

Музыка

Пение

Изобразительное искусство

Рисование

Мировая художественная культура (МХК)

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

Краеведение

Английский язык

Французский язык

Немецкий язык

Русский язык

Профориентация

Испанский язык

Астрономия

Учебно-методические материалы

Методические указания и рекомендации

Все учителя

Директор - Завуч - начальник

Организатор внеклассной и внешкольной работы

Социальный педагог

Методист

Классный руководитель

Учитель-предметник

Учитель начальных классов

Педагог дополнительного образования

Психолог

Дефектолог

Руководитель физического воспитания

Школьное образование

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации