Применение практико- ориентированных заданий для формирования общих компетенций в цикле общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности

Тема Применение практико- ориентированных заданий для формирования общих компетенций в цикле общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности
На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой - достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор общих и профессиональных компетенций, определённых работодателем.
Система мониторинга сформированности общих и профессиональных компетенций необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости обучающихся, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки обучающихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Задачи мониторинга:
определение достижений, обучающихся по темам изучаемой дисциплины,
реализация индивидуальных возможностей, обучающихся;
отслеживание результатов учебной деятельности по дисциплине.
Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации.
Для формирования профессиональных и общих компетенций необходимо выполнение 3 параметров:
1.Качество условий - это развитие материально-технической базы и информационного поля деятельности.
2. Качество образовательного процесса – это соответствие программ, КТП, ФГОС, УМК, творческой деятельности преподавателя, стандартам ФГОС нового поколения.
3. Мониторинг, сформированный в процессе образовательной деятельности, общих и профессиональных компетенций.
При осознанном способе формирования, сформированные базовые компетенции должны совпадать со структурой учебной мотивации. Анализ результатов проводится по следующей схеме:
Диагностика уровня сформированности общих компетенций у обучающихся
Цель: установление соотношения уровня сформированности общих компетенций и уровня сформированности учебной мотивации у обучающихся, анализ полученных данных, составление рекомендаций.
Структура мотивации:
Мотивация | |||||
Эмоц.-психол. | Внешняя | Социальная | Учебно – познав. | Творческая | Самосовершен. |
Структура компетенций:
Компетенции | |||||
Эмоц.-психол. | Регулятивные | Социальные | Учебно – познав. | Творческие | Самосовершен. |
Сопоставление структуры мотивации и компетенций:
Мотивация | Компетенции | |
1…. | ||
2… |
Анализ полученных результатов: _________________________
Рекомендации по формированию общих компетенций у обучающихся формируются по результатам мониторинга при выполнении практико-ориентированных заданий
Критерии оценки процесса выполнения практико-ориентированных заданий
Уровни оценки | Процесс выполнения практического задания ( наблюдение ) |
Эмоционально - психологический | Эмоционально – психологическая устойчивость при выполнении задания |
Регулятивный | Планирование деятельности, подготовка материалов, оборудования, соблюдение требований ТБ и ОТ |
Социальный (процессуальный) | Выполнение технологических операций |
Аналитический | Анализ дефектов и способов их устранения |
Творческий | Оригинальность выполнения задания, использование инновационных подходов |
Уровень самосовершенствования | Оценка продукта деятельности, анализ дефектов и способов их устранения |
Критерии оценки продукта деятельности при выполнении заданий профессиональной направленности
Уровни оценки | Продукт деятельности ( изучение ) |
Эмоционально - психологический | Эстетические качества продукта |
Регулятивный | Соответствие продукта требованиям ТБ и ОТ |
Социальный (процессуальный) | Соблюдение технологических требований |
Аналитический | Отсутствие неисправимых дефектов |
Творческий | Самостоятельность исполнения, оригинальность продукта, использование инновационных подходов |
Уровень самосовершенствования | Самооценка качества продукта, видение путей совершенствования продукта |
Совокупность показателей оценки и выбранные формы и методы контроля в совокупности должна позволять однозначно диагностировать сформированность соответствующих общих и профессиональных компетенций.
Поскольку при подходе, основанном на компетенциях, значительная доля ответственности за обучение лежит на студенте, то повышается важность интеграции теории с практикой, а преподаватель становится консультантом и наставником. Привожу примеры шаблонов:
Наблюдение за обучающимися на учебном занятии для оценки уровня сформированности социальных компетенций.
Группа№______, курс ____, дисциплина ___________________________,
Профессия(специальность) _______________________________________
Уровень деятельности | Показатели социальной активности | Фиксация активности группы студентов | ||||||
Фамилия, имя (номер) студента | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Эмоционально - психологический | проявляет интерес к коллективному решению учебной задачи | ||||||
2 | Регулятивный | организует деятельность в группе, планирует деятельность | ||||||
3 | Социальный (процессуальный) | взаимодействует с другими учащимися по выбору способа решения задачи, учитывает их мнение | ||||||
4 | Аналитический | использует информационные ресурсы для продвижения решения задачи | ||||||
5 | Творческий | обсуждает и предлагает альтернативные способы решения задачи | ||||||
6 | Самосвершенствования | оценивает предложения других обучающихся по решению задачи, оценивает коллективное решение задачи |
Выводы:
о готовности группы к коллективной учебной деятельности: ________________
Качественные критерии оценивания практических работ:
Уровень оценки | Основные качественные показатели |
Эмоционально – психологический | - проявление эмоциональной устойчивости; - проявление личностной позиции; |
Регулятивный | - владение базовым программным материалом; - применение освоенных алгоритмов в знакомой ситуации; - прочность знаний; |
Социальный | - текст рассуждения (решения) последовательный, логически выстроенный; - умелое использование символики и графических средств; |
Аналитический | - сформированность научного аппарата, применение методов, адекватных учебной задаче; - информированность, широта знаний; - гибкость, системность, глубина мышления; |
Творческий | - применение знаний и умений в незнакомой (нестандартной ситуации); - оригинальность решения; |
Самосовершенствование | - проявление высокого уровня самостоятельности; - применение знаний и умений выше программного материала; |
Критерии оценки процесса выполнения проектного задания
Уровни оценки | Анализ выполнения проектного задания |
Эмоционально - психологический | Эмоционально – психологическая устойчивость при выполнении проекта |
Регулятивный (оргдеятельностный) | Организация проектной деятельности: определение цели проекта, способов реализации, используемых материалов, последовательности действий и операций, соблюдение требований ТБ и ОТ и др. |
Социальный (процессуальный) | Использование источников информации как средства повышения эффективности деятельности Реализация технологического процесса проекта |
Аналитический | Выявление и анализ ошибок проекта, поиск путей их устранения |
Творческий | Решение проблемных креативных ситуаций в результате реализации проекта |
Уровень самосовершенствования | Самооценка результатов, видение путей совершенствования проекта |
Таблица мониторинга качества выполнения практических заданий
Работаю по модели мониторинга Темняткиной О.В. В течение всего курса прохождения дисциплины, мониторинг ориентирован на конкретные задачи и цели Вашего модуля или дисциплины
Карта мониторинга (пример)
Использование практико-ориентированных заданий профессиональной направленности в обучении способствует созданию у обучающихся устойчивой мотивации; расширению кругозора. Студенты овладевают навыками решения сложных задач и учатся использовать полученные знания в жизни.
Существует два взаимосвязанных пути решения:
- через содержание учебного материала;
- через организацию учебной деятельности обучающихся
Алгоритм составления практико-ориентированных заданий профессиональной направленности.
1. Определите цель задания, его место на занятии, в теме, в курсе, в модуле
2.Определите профессиональную направленность задания.
3. Определите виды информации для составления задания и их возможные источники
4.Определите степень самостоятельности обучающихся
5. Выбрать структуру задания. (всегда старайтесь их разнообразить)
6. Определить форму ответа на задание (однозначный, многовариантный, нестандартный, отсутствие ответа, ответ в виде графика, модель, таблица, правило и т.д.)
Примеры практико- ориентированного задания, используемого в мониторинге компетенций привожу ниже:
ФИО студентов группы и роль в ситуации | Какие методы приемы способы и инструменты Вам необходимы, что из ресурсов используете для решения задания | Срочность принятия решения | Проблемная ситуация или проблемный вопрос | Рекомендации и Ваши возможные пути решения | Оцените ожидаемый результат ( как положительный так и отрицательный) лично для Вас и для предприятия |
Вы приехали по обмену опытом на самую большую энергостанцию в Китае- Midong в качестве инженера изучить новые подходы в энергетике | В гостинице у Вас закончилась зарядка в телефоне, и Вы опаздываете на важную встречу. Как решить проблему используя знания из химии | В России практически в каждом доме установлены розетки в 220 В. Однако, это не общепринятая норма в мире. К примеру, в Китае стоят розетки в 110 В. Почему не используется единый стандарт напряжения во всем мире? Зачем все усложнять? Как русскому специалисту решить эту проблему в гостинице. |
Задача ТРИЗ: К 2025 году в КНР хотят добиться уже 51% доли угля в энергетике, увеличив производство электричества за счет не ископаемых источников до 25%. Выглядит правдоподобно, так как еще в 2009 году озвучивались планы по переводу энергетики на возобновляемые источники — до 15% к 2020 году. В реальности же в 2020 году Китаю удалось добиться значения в 15,9%, что даже больше запланированного. Предложите химические методы использования возобновляемых источников…
Библиографический список:
1 Темняткина О.В. Оценка качества освоения уровня формирования общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС Текст /О.В.Темняткина// Педагогические науки. -2015. -№ 2.
2 Петров В. ТРИЗ-От А до Я. Теория решения изобретательских задач Текст /Петров В// Библиотека создания инноваций- 2017. -С.47